Ӱжында? / Вызывали?

Увлекательные события этой комедии происходят в обыкновенной семье. Муж после возвращения из санатория ссорится с женой и уходит. Та сгоряча приглашает в гости знакомого мужчину, но неожиданно возвращается муж, а вслед за ним является девушка, с которой он познакомился во время отдыха. Ситуация комичная для зрителей, но не для тех, кто в нее попал. Прекрасный актерский состав, яркие диалоги и чистота жанра комедии положений.

Режиссёр — нар. арт. РМЭ Р. Алексеев

Художник — засл. художник РМЭ С. Таныгин

Композитор — С. Яндукова

Йорга вате / Озорная женщина

Спектакль по пьесе известного марийского драматурга Арсия Волкова «Йорга вате» («Озорная женщина»). Поставил его режиссер Василий Домрачев. Пьеса написана в конце двадцатого века. Но вопросы, затронутые в ней, актуальны и сегодня: для одного художника творчество – это постоянное совершенство, поиск нового, для другого – способ заработать большие деньги; одна женщина видит себя хранительницей семейного очага, а для другой жизнь – «карусель, кто успеет сесть, тот и будет крутиться».

Режиссер-постановщик: засл. арт. Российской Федерации В. Домрачев

Художник-постановщик: засл. художник РМЭ С. Таныгин

Чын улат — сай, пиалан гын — сайрак / Правда — хорошо, а счастье — лучше

Классическая комедия А.Н. Островского, в которой в легкой, игривой форме поднимаются такой вопрос, как… Что важнее в жизни – правда и любовь или деньги, благосостояние и стяжательство?
Вряд ли во времена Островского эти вопросы стояли острее, чем в наши дни. Все также … все то же. Сущность и природа людей не меняется и поэтому неудивительно, что спустя столько лет люди по-прежнему находят в героях пьесы Островского знакомые типажи.
Центральная фигура спектакля – Платон Зыбкин — неисправимый правдолюбец. За правду он борется, за нее же страдает. Он – рупор Правды в спектакле; зеркало для людишек, погрязших в пороках и стяжательстве.
А пороком этим заражены в той или иной степени все, находящиеся в его окружении. Даже возлюбленная Платона не столько любит его, сколько играет с ними от скуки. Отец ее погряз в долгах и пьянстве, бабушка скупа и строга сверх всякой меры, приказчики издеваются над Платоном, держа его за шута.
Ни на минуту Платон не отворачивается от правды, ни на секунду его чистый праведный голос не смолкает в общем гаме порока. И даже, когда перед ним встает выбор ложь или долговая яма, он без секунды колебания кричит: «В яму!»
Мерилом же всему, как всегда, выступает любовь. Именно она расставляет все по своим местам и вершит счастливый финал!

Режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств России Олег Иркабаев-Этайн,
художник-постановщик – Алексей Голубцев,
музыкальное оформление заслуженного деятеля искусств РМЭ Вениамина Захарова, балетмейстер – Татьяна Алексеева,
художник по костюмам – Зульфия Щербакова.
Перевел пьесу на марийский язык народный поэт РМЭ Геннадий Сабанцев-Ояр

Шӧртньӧ лудо / Золотая утка

Сюжет, легший в основу спектакля «Золотая утка», был рассказан первым президентом Республики Марий Эл В.М. Зотиным. В 60-е годы в одной из деревень Моркинского района МАССР женщина в желудке разделанной утки нашла кусочек золота. Драматург Ю. Байгуза и режиссер В. Пектеев создали прекрасную современную комедию, в которой накануне одного святого языческого праздника хозяйка находит в желудке заколотой утки блестящее инородное тело. Сосед, работавший старателем на золотом прииске, перепроверив инородное тело по всем параметрам, приходит к выводу, что оно – золото. Эта новость распространяется со скоростью света, поднимается содом, переполох и не только в деревне, но во всей округе. В сознании людей происходит помутнение. Жители уничтожают всю свою живность, совершая этим великий грех. А кучка богатых всеми путями, способами, запугиванием, обманом и т. д. хочет захватить хозяйство и землю хозяев.

Спектакль актуальный, своевременный, глубоко философичный. Через характеры, поступки героев авторы хотят сказать, что марийцы должны придерживаться традиций и обычаев отцов и дедов. В случае отхода от учений своего Большого Светлого Бога над народом будут властвовать злые силы, отберут у них землю предков.

 

Режиссер-постановщик и  художник-постановщик – В. Пектеев

Фрау Бергер

…Пять жителей осталось в некогда многолюдной и большой деревне Ломбеҥер. Пять еще нестарых мужчин. Чем заняться? К чему приложить руки, немалый  свой опыт, знания? Живут по принципу «день прошел – и ладно».
Наверное, так бы они жили и дальше, но вдруг в их деревне появляется энергичная немка, некая фрау Бергер. Намерения у этой фрау очень серьезные, планы просто наполеоновские: скупить земли в округе, снести все дома и постройки и возвести на их месте евроконюшни…
Могут ли допустить подобное настоящие марийские мужчины?
Комедия Зинаиды Долговой «Фрау Бергер» является призером VII Республиканского конкурса на лучшее драматургическое произведение (2013).

Уло яллан ик йогор

Живут- поживают в умирающей деревушке три старых человека: дед Егор и две бабки – Павловна и Окрошка. Живут мирно, дружно, шутку признают, юмор… Но потом события разворачиваются так, что становится всем троим не до шуток – Егор влюбился! Серьезно и основательно! Но вот беда-то – в него влюбляются и бабки. Как им поделит его, Егора, который еще и с виду крепок, душой и сердцем чист и добр. Ничего не скажешь – завидный жених. Любовный треугольник, одним словом. И тогда одна из бабок, Окрошка, осознав, что Егор не достанется ей, действует по принципу «если не мне, то – никому!» и вызывает из города дочку Егора Аньку, оговаривает старика и советует ей увезти его к себе. А у дочери и своих проблем хватает: на глазах распадается семья, новый мужчина, которого полюбила, обманывает, малолетняя дочь остается пока с мужем, автомашину разбила, попав в аварию… Да и жить Аньке негде. Разве что под отцовской крышей? И тогда становится понятно одно: без Егора будет горе не только этим бабкам и дочке старика – всем. И стране в том числе. На таких, как Егор, держится и она, страна. Пока еще…