История театра

история театра шкетана

Зарождение и развитие марийского театра неразрывно связано с освоением наследия устно-поэтического народного творчества (сказок, песен, преданий, бытовых, календарных и трудовых обрядов и народных игр и т.д.), а также традиций русского театрального искусства.

Днем рождения марийского театра принято считать 29 ноября 1919 года — день показа первой постановки созданного первого ноября 1919 г. советского Передвижного театра народа мари спектакля по пьесе Тыныш Осыпа (Борисов И.А. 1893-1971) «Закон шумлык» (Из-за закона), осуществленной учителями-энтузиастами А.Д. Белковым (1899-1981) и И.П. Беляевым (Ошламучаш Йыван 1891-1937).

История марийского театра как вида профессионального искусства делится на два периода: любительский период, связанный с деятельностью Передвижного марийского театра (1919 — 1929) и профессиональный, который начался в октябре 1929 г. и продолжается по настоящее время. 23 октября 1929 г. состоялся первый выпуск Марийской студии музыкально-драматического искусства, художественным руководителем ее был режиссер Наум Календр. 15 человек, получив квалификацию профессиональных актеров, составили костяк созданного в октябре 1929 г. Марийского государственного драматического театра. Среди первых профессиональных марийских актеров следует отметить А.Страусову, Г.Пушкина, А.Филиппову, В.Якшова, П.Смирнову, П.Тойдемара, а также А.Маюк-Егорова, ставшего позднее первым режиссером-профессионалом из мари.

Ярким вехами истории театра стали спектакли Н.Календера по пьесам С.Г.Чавайна «Мӱкш отар» (Пасека, 1928) и «Илыше вӱд» (Живая вода, 1929). Летом 1930 г. этими спектаклями Маргостеатр участвовал в I Всесоюзной олимпиаде театров и искусств народов СССР и был удостоен Дипломом I степени.

Начало 30-х годов для театра стало временным отступлением к любительскому уровню: ушел из театра Н.Календер, уехали на учебу в столичные учебные заведения ведущие актеры, сказывались и финансовые трудности.

В 1934 г. Маргостеатр возглавил режиссер Н.Д.Станиславский (1905 — 1970). Для творческого сплочения опытный режиссер-профессионал выбрал драму А.Островского «Гроза», её перевод на марийский язык был выполнен С.Чавайном. Этот спектакль стал первым серьёзным опытом освоения русской драматургической классики. Тесная творческая дружба связывала Н.Станиславского и С.Чавайна. В 1935 г. свет рампы увидела народно-героическая драма «Акпатыр», а годом позже — первый национальный водевиль «Окса тул» (Блеск монет).

Во время работы в Марийском театре режиссера Н.Станиславского всесторонне раскрылся талант таких актёров, как А.Филиппова, В.Якшов, Г.Пушкин, Ф.Лебедев и других, нашли своё место в театре недавние выпускники Марийского областного техникума искусств Н.Конакова, И.Якаев, А.Тихонова др., сформировался интересный творческий коллектив.

Сезон 1936-1937 гг. открылся под руководством выпускника режиссерского отделения ГИТИСа Алексея Маюк-Егорова. Режиссер проработал в Маргостеатре 2 года. Наиболее интересной и самобытной из его работ стала постановка музыкальной комедии С.Николаева «Салика» (1938). Пьеса вошла в золотой фонд национальной драматургии, ее сценическая жизнь продолжается по сегодняшний день. Яркая и короткая творческая жизнь А.Маюк-Егорова оборвалась в период культа личности Сталина. Тогда же трагически оборвались жизни талантливых деятелей театра Йывана Кырли, А.Филипповой, В.Якшова, П.Карпова, П.Мусаевой, А.Ложкина, А.Мамуткина, З.Белкина, А.Янаева и др., обвиненных в причастности к националистической контрреволюционной организации. В 1956 г. все они были реабилитированы за отсутствием состава преступления.

В 1938 г., когда марийский театр переживал серьёзные организационные и творческие трудности, режиссером в него пришел Г.И.Крыжицкий. В конце 30-х — начале 40-х годов театр стал активно работать над мировой драматургической классикой. Участие в спектаклях по пьесам Ф.Шиллера, К.Гольдони, Мольера стало для марийских актеров шагом вперед по пути творческого роста. В 1940 г. спектаклем «Мещане» Г.Крыжицкий впервые познакомил марийских зрителей с драматургией М.Горького. В эти годы в число ведущих актеров выдвинулись Н.Конакова, А.Тихонова, Ф.Лебедев, И.Якаев, Т.Григорьев, П.Смирнова и др.

В 1939 г. марийский театр отмечал 20-летие своей творческой деятельности. Огромную роль в становлении его на прочную профессиональную основу сыграли режиссеры Н.Календер, Н.Станиславский, А.Маюк-Егоров, Г.Иосселиани и др. В этом же году Президиум Верховного Совета МАССР учредил почетное звание «Заслуженный артист Марийской АССР». Первым из марийских актеров его был удостоен Иван Якаев.

Сороковые годы в истории национального театра были сложным противоречивым периодом. Летом 1940 г. в театр вернулся режиссер Н.Станиславский. Коллектив увлечённо взялся за постановку пьес С.Николаева «У саска» (Новые плоды, 1941) и «Лейтенант Огнев» (1941), поднимавших вопросы современности. Однако начавшаяся война перечеркнула все планы.

В годы Великой Отечественной войны деятельность Маргостеатра была полностью подчинена требованиям военного времени. Репертуар в основном составляли пьесы С.Н. Николаева (1908 — 1993). Главной чертой спектаклей этих лет была их патриотическая направленность и идейно-мобилизующий пафос. В 1943 г. началась творческая деятельность драматурга, художника и композитора Н.М. Арбана (1912 — 1994), с именем которого связан большой период в истории марийского театра.

Уход из театра актеров, частая смена режиссеров, отсутствие новых марийских пьес — все это сказалось на деятельности театра военных лет. Серьезную роль в активизации работы театра сыграли постановки музыкальной комедии С.Николаева «Салика», осуществленной в 1942 г. режиссером А.Бутузовым, драмы Н.Арбана «Янлык Пасет» (Черный волк, 1944) режиссера Е.Сказина и драмы в стихах И.Смирнова (Плешкова) «Асан и Кансыл», поставленной в 1944 г. С.Савельевым. В годы войны были поставлены две пьесы С.Николаева, посвященные военной тематике: «Шинелян ӱдыр» (Девушка в шинели, 1942, режиссер А.Тимохин) и «Элнет серыште» (На берегу Илети, 1944, режиссер А.Буртузов).

В годы войны в Маргостеатре сложилась группа актеров, буквально, фанатов национального искусства, безгранично преданных театру. Значительную роль в творческой жизни театра сыграл режиссер С.Савельев, чей труд в годы войны был оценен присвоением почетных званий «Заслуженный деятель искусств Марийской АССР» (1944) и «Заслуженный деятель искусст РСФСР» (1946). Признанными мастерами сцены стали Н.Конакова, И.Якаев, П.Смирнова, А.Тихонова, Т.Григорьев, А.Страусова, творчески выросли И.Россыгин, М.Михайлова, Е.Сошникова, Л.Булычева, Д.Никифорова, П.Белопасов и др. В тяжелое время они сохранили марийский театр как очаг национальной культуры.

В первые послевоенные годы спектакли в марийском театре преимущественно ставили режиссеры русского драмтеатра. Некоторые из них оставили заметной след в истории марийского театра. Так, режиссер А.Б. Велижев поставил спектакль по роману А.Фадеева «Молодая гвардия» (Рвезе гвардий, 1947), ставший для марийского театра этапным. В его постановке увидели свет рампы пьесы С.Николаева «Шочмо кече» (День рождения, 1947) и «Айвика» (1948).

В 1948 г. постановлением Совета Министров МАССР Марийскому государственному драматическому театру было присвоено имя М.Шкетана.

В конце 40-х — начале 50-х годов в репертуаре марийского театра рядом с именами плодотворно пишущих драматургов С.Николаева и Н.Арбана появились новые имена — Арсий Волков (Волков А.А. 1923 — 1994) и Ялмарий Йыван (Казанцев И.И. 1920 — ).

Начало творческой деятельности А.Волкова связано с режиссером Н.И. Леготиным (1906 — ), поставившего первую пьесу драматурга: комедию «Шочмо ялыште» (В родном селе, 1949) и драму «Ксения» (I редакция, 1950, II — 1952). В начале 50-х годов эта пьеса шла во многих театрах страны, в том числе и в Московском театре им. М.Ермоловой (1952, режиссер А.Гончаров).

В 1950 году главным режиссером Марийского государственного объединенного драматического театра имени М.Шкетана стал Е.Г.Амантов (1889 — 1956). Выяснив, что способные и трудолюбивые актеры марийской труппы нуждаются в систематической педагогической подготовке, режиссер обратился к классической драматургии как к действенному средству совершенствования профессионального мастерства. В поставленных им спектаклях «Пычкемыш лоҥгаште» (Власть тьмы, 1950), «Ромео и Джульетта» (1951), «Ревизор» (1952, совместно с Н.Леготиным) раскрылись новые грани дарования С.Кузьминых, А.Тихоновой, М.Михайловой, Г.Пушкина, И.Якаева, Т.Григорьева, Л.Булычевой, М.Сапожниковой, В.Бурлакова, В.Мазиковой и др.

В 1953 г. главным режиссером Марийского объединенного драмтеатра стал И.С. Бабенко, пробывший на этом посту до 1955 г. В этот период в репертуаре театра преобладали пьесы марийских драматургов. С успехом, например, шли комедия «У муро» (Новая песня, 1953) и драма «Янлык Пасет» (Черный волк, 1954) Н.Арбана. Тесное творческое сотрудничество связывало режиссера И.Бабенко и драматурга И.Ялмария, результатом его стали спектакли «Поро эр» (Доброе утро, 1954) и «Пиалым арален моштыман» (Счастье надо беречь, 1956).

В 1954 г. национальная труппа театра пополнилась выпускниками марийской студии Ленинградского театрального института им. А.Н.Островского, среди которых были такие яркие творческие личности, как И.Матвеев, С.Кириллова, Р.Руссина, К.Коршунов, В.Мазикова, В.Зернов, З.Матвеева, Д.Отмахов и др.

С целью сплочения в единый творческий ансамбль актеров разных поколений и разной профессиональной подготовки режиссер И.Бабенко обратился к постановке трагедии Ф.Шиллера «Коварство и любовь» (Йӧратымаш да осал чоялык, 1955). Символично, что роль Фердинанда в нем исполнил С.Кузьминых, а Луизы — С.Кириллова.

Ставший в 1955 г. главным режиссером театра М.М.Толчинский продолжил политику творческого сплочения и сближения актёров разных поколений.

В это же время произошло разделение Объединенного драматического театра на Марийский государственный театр им. М.Шкетана и Республиканский русский драматический театр Марийской АССР. Во главе каждого из них встал свой главный режиссер.

Осенью 1956 г. Маргостеатр им. М.Шкетана возглавил выпускник режиссерского факультета ГИТИСа С.И.Иванов (род. в 1930 г.), проработавший в этой должности до 1974 г.

В 1956 г. был посмертно реабилитирован классик марийской литературы С.Г.Чавайн (1889-1937). Возвращение  на сцену его пьес «Мӱкш отар» (Пасека, 1956), «Акпатыр» (1956), «Марий рото» (Марийская рота, 1957) стало этапным явлением в истории Маргостеатра и в творческой биографии С.Иванова, готовилось оно как праздник всей общественности республики. Режиссер стремился дать новое прочтение пьесам классика, органично сочетавшим в себе фольклорный материал с реалистическим изображением эпохи. В спектаклях имела место определенная зрелищная и декорационная пышность, свойственная советскому театру 1950-х годов в целом. В творческой биографии таких актеров как Р.Руссина (Клавий), К.Коршунов (Мичи), И.Россыгин (Ӧрӧзӧй), И.Матвеев (Акпатыр), И.Якаев (Пекеш Сави), В.Мазикова (Эвика) и др. заметной вехой стали роли, сыгранные в пьесах С.Чавайна.

В репертуарной политике С.Иванова достойное место отводилось и переводным пьесам. Интересными, актерски и режиссерски творческими стали спектакли «Пиалдыме» (Бесталанная, 1958), «Чынжымак айдеме» (Повесть о настоящем человеке, 1959), «Вувер ӱдыр» (А.Кицберг «Оборотень, 1969) и др. Дипломами и почетными грамотами всесоюзных и всероссийских театральных и драматургических фестивалей были отмечены спектакли С.Иванова «Егор Булычев и другие» (М.Горький, 1968), «Вургыжшо шӱм» (А.Рахманов «Беспокойная старость, 1970), «Йомдарыме пиал» (И.Шаркади «Потерянный рай, 1971).

В 60-е годы произошло заметное оживление в национальной драматургии. На позиции ведущего драматурга выдвинулся А.Волков. Народность его комедий, музыкальность и лиризм снискали автору любовь зрителей. Спектакли по его пьесам не сходили с репертуара театра до 90-х годов: «Илыш йолташ» (Подруга жизни, 1961), «Каче-влак» (Женихи, 1966), «Посана» (Соперники, 1973), «Кунам ломбо пеледеш» (Когда зацветает черемуха, 1967), «Йорга вате» (Игривая, 1980), «Пиалан шӱдыр» (Счастливая звезда, 1983), «Оръеҥ мелна» (Свадебные блины, 1962 и 1991).

В бытность С.Иванова главным режиссером Маргостеатр им. М.Шкетана не пропустил ни одного более или менее значимого произведения национальной драматургии. При нем свет рампы увидели первые пьесы П.Эсенея «Арва шеҥгек йога» (Летит в сторону, 1961), М.Рыбакова «Кок эрге» (Два брата, 1960), К.Коршунова «Илыш корнышто» (На жизненном пути, 1960), А.Асаева «Товатлыме куэ» (Клятвенная береза, 1967), В.Горохова «Канде кайык» (Синяя птица, 1971).

В 1965 г. труппа Маргостеатра пополнилась выпускниками марийской студии ГИТИСа им. А.В.Луначарского, что также способствовало активизации творчества местных авторов. С первых шагов в профессии интересно заявили о себе Г.Иванова, Г.Копцев, Ю.Рязанцев, В.Горохов, А.Андрианов, В.Саввина, А.Орлов, В.Петухов, Т.Степанова, Л.Комарова.

В 1974 г. главным режиссером Марийского драматического театра им. М.Шкетана стала С.С.Кириллова (1932 — 2009 г.г.). В своей творческой деятельности она стремилась помимо постановки пьес марийских драматургов, знакомить зрителей с лучшими произведениями  зарубежной, русской классической и современной драматургии. В результате творческого сотрудничества с марийскими драматургами на сцене с успехом шли пьесы К.Коршунова, М.Рыбакова и В.Регеж-Горохова, ставились спектакли по произведениям признанных мастеров слова С.Николаева, Н.Арбана, А.Волкова, а также национальных классиков С.Чавайна и М.Шкетана. В 70-е — 80-е годы в репертуаре Маргостеатра шли спектакли по пьесам Б.Брехта «Вуянче ава ден шочшыжо-влак (Мамаша Кураж и ее дети, 1975), В.Шекспира «Лир кугыжа» (Король Лир, 1984), М.Горького «Васса Железнова» (1976), Вс.Вишеневского «Оптимистическая трагедия» (1980), И.Друце «Илыш сескем» (Святая святых, 1982), А.Вампилова «Оласе койдарчык» (Провинциальные анекдоты, 1981) и т.д.

Спектаклям режиссера С.Кирилловой были свойственны современность взглядов и масштабность подходов к драматургическому материалу и поднимаемым проблемам. Под её руководством в 1976 г. Марийский театр впервые выехал на гастроли в Эстонию, где были показаны спектакли «Салика» С.Николаева», «Аксар ден Юлавий» (Аксар и Юлавий) К.Коршунова, «Морко сем» (Моркинские напевы) М.Рыбакова.

В 1974 и 1985 гг. труппа Маргостеатра пополнялась молодыми актерами, выпускниками марийских студий ГИТИСа, среди которых были такие творческие личности, как Ю.Алексеев, Н.Османова, М.Медикова, З.Долгова, И.Смирнов, О.Кузьминых, А.Романова, В.Домрачев, Т.Краснова и др.

В марте 1987 г. С.С.Кириллову на посту главного режиссёра театра сменил её ученик и последователь В.А.Пектеев (род. в 1954). В области репертуарной политики он продолжил линию своей предшественницы, стремясь сочетать современные пьесы с классическими, оригинальные — с переводными, используя при этом жанровое богатство и художественные достижения современного российского и европейского театров.

В 1992 г. Маргостеатр им. М.Шкетана был переименован в Марийский национальный театр им. М.Шкетана.

В начале 90-х годов Марийский театр и его художественный руководитель В.Пектеев вошли в число  инициаторов создания Международного фестиваля театров финно-угорских народов «Майатул». В работе I фестиваля (Ижевск, 1992) театр им. М.Шкетана принял участие, показав драму А.Пудина «Пыжаш» («Очаг») в постановке В.Пектеева, и был удостоен приза за лучшую режиссуру. На II фестивале (Нурмес, Финляндия, 1994) спектакль «Окса тул» («Блеск монет») по пьесе В.Пектеева и Ю.Байгузы, созданной по мотивам произведений С.Чавайна, был признан лучшим. В 1997 – 2010 гг. Йошкар-Ола была штаб-квартирой фестиваля. На III форуме «Майатул» (1997) Марийский национальный театр им. М.Шкетана показал спектакль В.Пектеева по драме А.Пудина «Ой, луй модеш…» («Ой, куница играет…»), который был отмечен жюри в качестве лучшей режиссерской работы.
В 2004 г. в рамках V Международного фестиваля театров фино-угорских народов были показаны лучшие спектали электронного фестиваля театрального этно-арта «Кугу сорта» («Большая свеча»), проведенного по инициативе СТД РМЭ. Дипломантом этого фестиваля стала легенда З.Долговой «Полдыранат ош пеледышан» («Белый цвет борщевика») в постановке В.Домрачева.

Высокой оценки жюри VI фестиваля «Майатул» (2006) был отмечен спектакль театра им. М.Шкетана «Кожла кокласе омо» по пьесе  В.Шекспира «Сон в летнюю ночь» в постановке режиссера О. Иркабаева-Этайна. Победительницей в номинации «Лучшая женская роль» VII  фестиваля «Майатул» (2008) стала актриса Марийского театра М.Медикова, сыгравшая роль старухи в драме Ф.Булякова «Святое дело». Специальным призом жюри VIII фестиваля (2010) был удостоен актер С. Данилов за исполнение роли Вани в драме В. Гуркина «Саня, Ваня и с ними Римас». В 2010 г. была создана Ассоциация фино-угорсих театров Российской Федерации, председателем которой был избран народный артист РМЭ В.Актанаев.
В 1998 г. Марийский национальный театр им. М.Шкетана в числе тридцати лучших российских театров был удостоен приза Ассоциации европейских театров «Золотая пальма».
Заметным событием в культурной жизни республики стали спектакли по драмам-притчам Ю.Байгузы «Порсын лӱҥгалтыш» («Шелковые качели», 1992 и 1999) и «Поргем ӱмбалне ӱжара» («Заря над пропастью», 1998) в постановке В.Пектеева.

В 2002 г. Марийский национальный театр им. М.Шкетана был реорганизован в Марийский национальный театр драмы им. М.Шкетана, главным режиссером был назначен В.В.Домрачев. Созданный в 1991 г. Марийский ТЮЗ (Марий самырык театр) стал  филиалом театра.

В 2003 г. Марийский национальный театр драмы им. М.Шкетана стал инициатором проведения республиканского конкурса на лучшее драматическое произведение. Пьесы-победительницы пяти состоявшихся конкурсовзаняли достойное место в репертуаре обоих национальных театров. В репертуар театра им. М.Шкетана вошли легенда З.Долговой «Полдыранат ош пеледышан» («Белый цвет борщевика», 2003), драмы В.Абукаева-Эмгака «Куку шагат» («Часы с кукушкой», 2004),  «Кайыккомбо кашта» («Млечный путь», 2010), комедия «Алиса, Анфиса, Аниса» (2005); драма З.Долговой «Пысман корем» («Овраг», 2005), комедия М.Илибаевой «Ойырледа? Огына ойырло!» («Развод по-марийски!», 2012) и другие. Данный конкурс стал действенным стимулом в работе марийских драматургов, оказал положительное влияние на развитие современной национальной драматургии.
Тесная творческая дружба связывает театр с Чувашским государственным академическим театром имени К. Иванова. В 2011 г.состоялись масштабные  обменные гастроли.

В 2012 г. на фестивале «Йошкар-Ола театральная», посвященном 70-летию Марийского регионального отделения СТД РФ, национальной театральной премии им. Йывана Кырли в номинации «Лучшая режиссура» удостоен режиссер А. Ямаев за спектакль  «Кугэрге» (А. Вампилов, «Старший сын»); в номинации «Лучшая мужская роль» – засл. арт. РФ И.Смирнов (Сарафанов);  в номинации «Лучшая женская роль» – актриса Л. Казанцева (Нина).  Спектакль Марийского национального театра драмы стал обладателем Гран-При фестиваля.

И на следующий год, на фестивале «Йошкар-Ола театральная-2013», который проходил с 17 по 27 марта 2013 года, вновь победа! Спектакль «Юмынӱдыр» («Дочь Бога») удостоен Гран-При. В номинации  «Лучшая мужская роль второго плана» награжден засл. арт. МАССР Юрий Алексеев за роль Кугырак в спектакле «Юмынӱдыр», в номинации  «Лучшая женская роль второго плана» награждена Галина Иванова за роль Пали в спектакле «Юмынӱдыр». Специального приза жюри  «За сохранение национальных традиций» удостоился спектакль «Морко сем», в номинации  «Лучшая женская роль второго плана» награждена Маргарита Медикова за роль Кропини в спектакле «Морко сем» по пьесе М.Рыбакова.

Марийский национальный театр драмы им. М.Шкетана славен своими традициями. Сегодня это ищущий творческий коллектив, возглавляемый директором Э. А. Юзыкайном и художественным руководителем, засл.деятелем искусств РМЭ В.А.Пектеевым. В труппе театра работают выпукники столичных вузов: ГИТИС (1974) – засл. арт. МАССР Ю.Алексеев; ГИТИСа (1985) – нар. арт. РМЭ А.Антонова, засл. арт. РФ, нар. арт. РМЭ И.Смирнов, засл. арт. РФ, нар. арт. РМЭ О.Кузьминых, засл. арт. РФ, нар. арт. РМЭ М.Медикова; выпускники Йошкар-Олинского музыкального училища им. И.С. Палантая – А.Сергеев, засл. арт. РМЭ Е.Сергееев; выпускинки ВТУ им. М.С.Щепкина – засл. арт. РМЭ С.Данилов, засл. арт. РМЭ А.Егошина, Г.Иванова, А.Мочалова, А.Сандаков, С. Сандакова, засл. арт. РМЭ С.Строганова, Э.Яковлев; СПГАТИ (2004) – П.Ефимов, Л.Казанцева, И.Кубекова, М.Огнев, М.Почтенева, А.Тетерин, С.Филиппова; выпускники ВТУ им. М. С. Щепкина 2015 года и другие.

Марийский Национальный театр им. М.Шкетана на рубеже веков представляет собой ищущий творческий коллектив, работы последних лет которого красноречиво свидетельствуют об отходе от традиций бытового театра, о стремлении, сохранив свое национальное и творческое своеобразие, включиться в мировой театральный процесс.

Поделиться ссылкой:

Top