Пектеев Василий Александрович

Пектеев Василий Александрович

заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл (1995),
лауреат Государственной премии РМЭ (1997),
лауреат театральной премии им. Йывана Кырли (1997).
Президент Ассоциации театров финно-угорских народов (1997),
действительный член Финно-угорской академии наук (г.Санкт-Петербург),
доцент Санкт-Петербургской академии театрального искусства,

с 1987 по 2002 и с 2018 по настоящее время художественный руководитель Марийского национального театра драмы им. М.Шкетана. 

Родился 23 января 1954 г. в д. Уилем Моркинского р-на РМЭ в крестьянской семье. После окончания Октябрьской средней школы поступил на работу в Маргостеатр им. М.Шкетана рабочим сцены. В 1973 г. поступил на историко-филологический факультет Марийского государственного педагогического института им. Н.К.Крупской, в 1975 г. — на режиссерский факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. В 1980 г., завершив учебу дипломным спектаклем по драме М.Рыбакова «Чодыра мӱй» («Дикий мед»), вернулся в Маргостеатр им. М.Шкетана в качестве режиссера. Проработав четыре года очередным режиссером, прошел двухгодичную стажировку по режиссуре в театре им. Моссовета (г. Москва) у народного артиста Российской Федерации П.О.Хомского.

В 1987 г. В.Пектеев стал главным режиссером театра, а с 1992 г. — художественным руководителем Марийского национального театра им. М.Шкетана.
Широкий творческий диапазон режиссера обозначился буквально с первых лет работы в профессии, о чем свидетельствует жанровое и стилистическое разнообразие его постановок, среди которых были психологическая драма И.Друцэ «Святая святых» («Илыш сескем», 1983), мелодрама Ш.Хусаинова «Белое платье моей матери» («Еҥ суртышто», 1982), комедии А.Вампилова  «Провинциальные анекдоты» («Оласе койдарчык», 1981) и Н.Арбана «Тулар ден тулаче» («Сват и сваха», 1983) и т.д.

В постановках В.Пектеева получили новое прочтение произведения марийской классической драматургии: «Акпатыр» (1986) С.Чавайна, «Ачийжат-авийжат!..» («Эх, родители!..», 1981 и 1998) М.Шкетана, «Салика» (1998) С.Николаева, «Кеҥеж йӱд» («Летняя ночь», 2001) Н.Арбана; вторую жизнь обрели пьесы ведущих мастеров марийской драматургии: «Аксар ден Юлавий» («Аксар и Юлавий», 1995) К.Коршунова, «Оръеҥ мелна» («Свадебные блины», 1991) А.Волкова, «Морко сем» («Моркинские напевы», 1995) М.Рыбакова. Большой общественный резонанс вызвали спектакли по произведениям народного писателя Марий Эл М.Рыбакова, в которых режиссером были подняты острые социально-нравственные проблемы современности — «Мокмыр» («Похмелье», 1990) и «Тӱрлемӱдыр» («Кружевница», 1991).

90-е годы стали поворотными как в судьбе режиссера, так и в судьбе Марийского национального театра им. М.Шкетана.

В этот период завязалась творческая дружба режиссера В.Пектеева и мордовского драматурга А.Пудина. Спектакли «Анахорет-шамыч» («Анахореты», 1989) и «Пыжаш» («Очаг», 1990), по мнению российских критиков, стали новой страницей в марийском театральном искусстве. В 1991 г. спектакль «Анахореты» был показан на сцене театра им. Моссовета.
В.Пектеев был одним из инициаторов создания международного фестивального движения финно-угорских театров. На I Международном фестивале театров финно-угорских народов (г.Ижевск, 1992) спектакль театра им. М.Шкетана «Очаг» был удостоен гран-при. Жюри высоко оценило режиссуру В.Пектеева и профессионализм исполнителей.

На II Международном фестивале театров финно-угорских народов (г. Нурмес, 1994) спектакль Марийского национального театра им. М.Шкетана по мотивам произведений С.Чавайна «Окса тул» («Блеск монет») в постановке В.Пектеева был отмечен жюри фестиваля и прессой как один из лучших. А на республиканском фестивале «Йошкар-Ола театральная» 1995 г. постановщик этого спектакля был удостоен приза за лучшую режиссуру.

В 1995 г. В.Пектееву было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл». В 1997 г. он стал лауреатом Государственной премии РМЭ им. И.С.Палантая в области искусства.

Этапными в творчестве В.Пектеева стали спектакли «Каче пазар» (Н.Гоголь «Женитьба», 1994) и «Ой, луй модеш…» (А.Пудин «Ой, куница играет…», 1996). Комедия «Каче пазар» была признана лучшей режиссерской работой фестиваля «Йошкар-Ола театральная» —1994. А спектакль «Ой, луй модеш…» жюри III Международного фестиваля театров финно-угорских народов «Майатул» (Йошкар-Ола, 1997) отметило в числе лучших.

В 1998 г. Марийский национальный театр им. М.Шкетана, возглавляемый В.Пектеевым, среди лучших тридцати российских театров был удостоен приза Ассоциации европейских театров «Золотая пальма».

В 1992 и 1999 гг. В.Пектеевым была поставлена народная трагедия Ю.Байгузы «Порсын лӱҥгалтыш» («Шелковые качели»). Работа над самобытным, нетипичным для марийской сцены произведением по-новому высветила как грани таланта режиссера, так и творческий потенциал всего коллектива.

За время работы в театре В.Пектеев проявил себя и как самобытный актер, среди созданных им образов — Савлий (М.Шкетан «Ачийжат-авийжат!..» / Эх, родители!.., 1998), Ялантай (К.Коршунов «Аксар ден Юлавий», 1995), Кугыза (С.Чавайн «Окса тул» / Блеск монет, 1994), Ян (А.Камю «Йоҥылыш» / Недоразумение, 1995), Мужчина (Ю.Байгуза «Кресӱдыр» / Крестница, 2000) и другие.

В июле 1994 г. В.Пектеев вместе с актрисой Марийского национального театра им.М.Шкетана З.Долговой впервые в истории марийского сценического искусства стал участником международного проекта-постановки спектакля «Четвертая Сибелиуса» по пьесе А.Пудина. В спектакле, поставленном финским режиссером Олле-Пекка Улкуниеми, были заняты финские и марийские актеры. Главную роль Яна Сибелиуса исполнил В.Пектеев.

Основную работу В.А.Пектеев сочетал с общественно-политической и педагогической деятельностью. В 1993 г. он избирался председателем Марийского отделения ВТО. В 1996—2000 гг. возглавлял Всемарийский общественный совет (Мер ка?аш), был руководителем и педагогом актерского курса Марийского республиканского колледжа культуры и искусств.

Спектакли, поставленные В.Пектеевым
в Марийском национальном театре драмы им. М.Шкетана

М.Рыбаков «Чодыра мӱй» / Дикий мед, 1980;
А.Вампилов «Оласе койдарчык» / Провинциальные анекдоты, 1981;
М.Шкетан «Ачийжат-авийжат!..» / Эх, родители!.., 1981 и 1998;
М.Хусаинов «Еҥ суртышто» / Белое платье моей матери, 1982;
И.Друце «Илыш сескем» / Святая святых, 1982;
Н.Арбан «Тулар ден тулаче» / Сват и сваха, 1983;
Н.Анкилов «А шӱм алят шарна» / Солдатская вдова, 1984;
О.Иосселиани «Орва кумыкталтын» / Арба перевернулась, 1985;
И.Шамякин «Чон ӱжеш йӧраташ» / Золотая медаль, 1985;
Б.Васильев «Ӱжара нӧлтмӧ годым» / А зори здесь тихие, 1986;
Н.Семенова «Коҥга пайрем» / Печка на колесе, 1986;
С.Чавайн «Акпатыр», 1987;
А.Дударев «Вӱргече эрдене» / Вечер, 1988;
С.Николаев «Салика», 1988 и 1999;
А.Пудин «Анохорет-шамыч» / Анахореты, 1989;
Л.Яндаков «Тулык ава» / Кукушка, 1989;
М.Рыбаков «Мокмыр» / Похмелье, 1990;
А.Пудин «Пыжаш» / Очаг, 1990;
М.Рыбаков «Тӱрлемӱдыр» / Кружевница, 1991;
А.Волков «Оръеҥ мелна» / Свадебные блины, 1991;
Ю.Байгуза «Порсын лӱҥгалтыш» / Шелковые качели, 1992 и 1999;
А.Пудин «Утышо» / Анахореты, 1992;
А.Кицберг «Ургыхо Ыкх» / Портной Ыкх, 1993;
А.Несин «Öндал мыйым, пиктен пушт» /Убей меня, голубчик, 1993;
Н.Гоголь «Каче пазар» / Женитьба, 1994;
В.Пектеев, Ю.Байгуза «Окса тул» / Блеск монет, 1994 и 1999;
М.Рыбаков «Морко сем» / Моркинские напевы, 1995;
К.Коршунов «Аксар ден Юлавий» /Аксар и Юлавий, 1995 и 1999;
А.Пудин «Ой, луй модеш…» / Ой, куница играет…, 1996;
С.Лобозеров «Öрдыж тулар» /Семейный портрет с посторонним, 1997;
К.Коршунов «Пӱрыдымо пӱрымаш» / Несужденная судьба, 1997;
Ю.Байгуза «Поргем ӱмбалне ӱжара» / Заря над пропастью, 1998;
М.Шкетан «Эренгер», 1998;
В.Гуркин «Кнагари-тывырдык» / Прибайкальская кадриль, 1998;
А.Островский «Вараш кодшо йӧратымаш» / Поздняя любовь, 2000;
А.Островский «Мом кычалат, тудымак муат» / За чем пойдешь, то и найдешь, 2000;
Ю.Байгуза «Кресӱдыр» / Крестница, 2000;
Н.Арбан «Кеҥеж йӱд» / Летняя ночь, 2001;
Ю.Байгуза, В.Пектеев «Шӧртньӧ лудо» / Золотая утка, 2002.

Статьи и интервью В.Пектеева

Анисимов Э. Драматургий — театрын негызше (Основа театра — драматургия)// Марий коммуна. 1983. 18  сент.
Театр ваш-ваш умылымаш гыч тӱҥалеш (Театр начинается со взаимопонимания) // Марий коммуна. 1986. 25 нояб.
Гадиатов Г. Тачысым аклен эрласым шоныман (Ценя настоящее, надо думать о будущем) // Марий коммуна. 1987. 10 июль.
Козельцева Л. Решить триединую задачу // Молодой коммунист. 1987. 19 дек.
Марий театр: революций але эволюций? (Марийский театр: революция или эволюция?) // Марий коммуна. 1989. 3 март.
Поморцева Б. Театр в моей жизни // Марийская правда. 1990. 10 февр.
Поморцева Б. Что есть искусство сегодня? // Марийская правда. 1992. 14 апр.
Курымаш надыр (Вечный вклад) // Ончыко. 1994. № 10. С. 5—10.
Регеж-Горохов В. Театр кӱлын, театр кӱлеш (Театр был необходим, театр необходим сегодня) // Илышын воштончышыжо. Йошкар-Ола, 1994. С. 242—250.
Шамиев Б. Эн поро шонымаш дене (С самыми добрыми намерениями) // Марий Эл. 1996. 18 окт.
Константинова Г. Театральная прелюдия // Марийская правда. 1977. 17 окт.
Григорьев Ю. «Нуно шкеныштым моткоч йӧратат…» («Они себя очень любят…»)// Марий Эл. 1999. 25 сент.
Алексеев И. «Кычкыркалыме пагыт эртен…» («Прошло время пустых разговоров…») // Марий Эл. 2000. 20 май.
Григорьев Ю. Театр илыш — пагытын кышаже (Жизнь театра — это след эпохи)// Марий Эл. 2000. 14 окт.
Григорьев Ю. Театрым арален кодымо верч улыт (Они за сохранение театра)// Марий Эл. 2001. 9 нояб.

Литература о жизни и творчестве

Анисимов Э. Вашмутым илыш пуа (Жизнь отвечает на вопросы) // Марий коммуна. 1989. 29 нояб.
Кириллова С. Два разных взгляда // Марийская правда. 1990. 3  марта.
Toivanen P. Marien olisi opittava arvostamaan itselln (Марийцам надо научиться ценить себя) // Maailma ja me (Мир и мы).  1991.  №  1.  С. 38—41.
Кудрявцева А. Спасибо, Сибелиус! // Марийская правда. 1994. 2  сент.
Поморцева Б. История в лицах и поколениях: Национальному театру — 75 // Марийская правда. 1995. 18 марта.
Пашкин В. Многообразие «модели жизни» // Йошкар-Ола. 1996. 28  марта.
Сорокина Н. Кырля… // Театральная жизнь. 1996. № 8. С. 21—23.
Ятманов Л. Василий Пектеев: Театр — вторая семья // Известия Марий Эл.  1996.  6 июня.
Шингареева О. Любить по-марийски // Молодежный курьер. 1997. 23 янв.
Васильева Г. Вся жизнь — театр: На соискание государственной премии РМЭ // Марийская правда.  1997.  19 нояб.
Арзамат А. Оньыжа (Лидер): Очерк.  Йошкар-Ола, 1998.
Константинова Г. Блеск таланта // Марийская правда. 1999. 24  марта.
Константинова Г. В поисках Шамбалы, или Между вчера и завтра // Известия Марий Эл.  1999.  №4.  С.67—70.
Ройтман Ю. Есть искусство — нет проблем // Театральная жизнь. 2000. № 9.  С. 43—45.
Григорьев Ю. Марий Элын артистше-влак: Василий Александрович Пектеев (Артисты Марий Эл) // Ончыко. 2001. № 3. С. 66—67.
Пектеев Василий Александрович // Кто есть кто в Марий Эл. Йошкар-Ола, 2002. С. 411.
Картазаева Н. Театр в одном лице // АиФ в Марий Эл. 2004. № 11 (март).

Top