ШИЙ ПАМПАЛЧЕ / Серебряная Пампалче
МЮЗИКЛ 6+
Премьер: 18 декабрь 2020 ий.
Билетым налаш
Создан по пьесе, в основе которой лежит марийская народная сказка о Сереброзубой Пампалче.
Пампалче является олицетворением красоты и доброты марийской девушки. В спектакле она еще владеет волшебным серебряным топориком, за которым охотится Турий, он же Кӱчызӧ. Он, Вӱдон и Вувер Кува являются представителями нижнего мира, от которых исходит только зло. Они коварны, тщеславны. Так, Вӱдон любой ценой хочет жениться на красавице Пампалче.
В сговоре со своими друзьями он вынуждает отца Пампалче согласиться выдать Пампалче замуж за Вӱдона. Вӱдон закатывает большую свадьбу. Пампалче убегает из дома. Перессорившиеся между собой Вувер кува и Турий не смогут стать помехой. Девушка спасается с помощью шелковой качели, которую спускает с неба Юмынӱдыр.
Продолжительность: 1 час 50 минут. С антрактом.
Авторы ─ З. Долгова, С. Яндукова
Автор идеи ─ Э. Юзыкайн
Режиссёр-постановщик –Р. Алексеев
Художник-постановщик – С. Таныгин
Художник по костюмам ─ Л. Воробьева
Постановщик танцев ─ А. Дмитриев
Автор стихов ─ З. Дудина
Аранжировка ─ С. Белов
Рольым модыт / Роли исполняют:
Пампалче ─ Светлана Строганова, Марина Воронцова, Алина Егошина
Паймет ─ Иван Смирнов, Сергей Данилов
Вӱдон ─ Эдуард Яковлев, Алексей Сандаков
Турий ─ Иван Соловьёв, Алексей Тетерин
Вувер кува ─ Марина Почтенева, Светлана Сандакова
Лай мардеж ─ Игорь Антропов, Акпарс Иванов
Озыркан мардеж ─ Генрих Тимиряев, Алексей Юнусов
Пызле ─ Алина Егошина, Марина Воронцова
Куэ — Светлана Филиппова
Сапанай ─ Олег Кузьминых, Андрей Бусыгин
В массовых сценах заняты артисты театра.
«Серебряная Пампалче» («Ший Пампалче»): герои и артефакты
Серебряная Пампалче (Ший Пампалче). Это дочь обычного человека. Но она особенная. Она умеет ворожить, лечить людей, оберегать их, слышать Природу, разговаривать с духами, животными, деревьями… Она олицетворение человеческого идеала. В современной литературе (напечатанных сказках) мы чаще всего знаем ее под именем Среброзубой Пампалче. Но некоторые ученые, изучающие марийские мифы, полагают, что это лишь одно из ее имён, и в древние времена эпитет к ее имени на марийском языке мог звучать не как шийпӱян (среброзубая), а как шийвуян (сребровласая). Сребровласая – значит со светлыми, подобными серебру волосами. А может быть, даже альбинос. Во всех древних культурах к людям-альбиносам было особое отношение – где-то их боялись, а где-то почитали как носителей особой силы. Мы в своем спектакле решили назвать ее просто Серебряной Пампалче – значит светлой, чистой, прекрасной. Ший — это серебро. Оно особенно ценится в марийской культуре, как светлый чистый металл. Только с такими же, как серебро светлыми монетами ходят молиться к родникам и в священные рощи. Многие и обручальные кольца себе заказывают не из золота, а из серебра или другого светлого металла.
Серебряный топорик. Топор и сейчас в ритуалах марийских традиционных молений занимает важное место. Им не только делают хозяйственную работу, но и, ударяя по нему ножом или кресалом, извлекая таким образом звон, отгоняют от места молений тех духов, которым не место на молении, обходя по кругу, делают вокруг рощи «защитную черту», которую чужаки не могут переступить. И у Пампалче есть свой топорик, но он еще более особенный, волшебный – серебряный. В нем невероятная сила. Она легко с ним восстановит хозяйство отца, убережет односельчан от проникновения нечисти, освятит природу. Поэтому её противники стремятся завладеть топориком, чтобы самим стать сильнее.
Жаворонок (турий). Жаворонок выступает в спектакле антигероем. Нельзя сказать, что он совсем плохой. Но уж очень самонадеянный (прямо как некоторые люди ). У него есть мечта долететь до Неба и взять в жены Дочь Бога (Юмынӱдыр). По представлениям древних марийцев жаворонок относится к Нижнему миру, потому что гнездится на земле. Поэтому ему никогда не долететь до неба и не взять в жены Дочь Бога. Если только не применить какую-то хитрость, например, завладеть серебряным топориком. До сих пор в марийском фольклоре сохранилась детская песенка.
Турий тур-тур,
Турий тур-тур,
Ший товарет волен возеш,
Юмынӱдырым налын от керт.
Жаворонок, жаворонок,
Серебряный топорик у тебя выпадет
Не завладеешь ты Дочерью Бога.
И действительно, жарким летним днем взлетает жаворонок высоко-высоко, поет свою песню и вдруг камнем падает на землю. И ещё говорят марийцы: жаворонок взлетает на небо, а Дочь Бога его сковородкой или ухватом ударит и тот падает на землю. И так раз за разом…
Рябиновые прутья. Марийцы верят, что рябина – дерево-оберег. Поэтому на разные праздники, но прежде всего на Сӱрем, который проходит в середине лета, молодые парни берут рябиновые прутья и обходят всю деревню, хлеща ими все, что повстречается на их пути – дома, амбары, случайных прохожих и др., изгоняя перед праздников чужих духов, которым не место среди людей. Ведь у каждого в этой Вселенной есть свое место в своем мире.
Огненное колесо. Оно символизирует приход весны и Солнце, которое своим светом освещает и очищает этот мир. Есть такой обычай на весенние праздники (Агавайрем, Семык) спускать с горы зажженные колеса. И не только у марийцев есть такой обычай. Он был и у древних славян, например.
Шелковые качели (Порсын лӱҥгалтыш). Это один из главных символов и атрибутов марийской культуры. И сейчас во время проведения весенних молений и праздника Агавайрем (Праздник сохи) важной частью ритуала считается качание на качелях. Дочь Бога (Юмынӱдыр) спасает Пампалче от преследования Вуверкувы (Злой колдуньи), спустив ей с Небес шелковые качели. Это символ спасения и единения с Небом.
Поделиться ссылкой:
Спектакль нерген шонымашдам возыза / Оставьте отзыв о спектакле