ВИЙ-АР-МЕ / Биармий

Легендыш савырныше Атлантида семынак Биармий лӱман эл деч нимогай кыша кодын огыл. Тудын нерген норвег саге ден легендылаште, мифыште гына палемдалтын. Тушто возымылан ӱшанаш гын, тиде финн-угор калык-влакын мландышт лийын кертын. Да тудын поянлыкшым эреак вес калык-влак руалтен налаш тӧченыт.

Тиде миф да легенде негызешак рок-опер шочын. Калыкын этнический ойыртемже дене кылдалтше рок кызытсе театр искусствышто шуэн вашлиялтеш. «Вий-ар – ме» рок-оперыште тачысе музык акрет руна-влак дене иктеш ушалтын. Тидым эн ончычак самырык-влакын умылен кертшашыштым шотыш налын ыштыме. Тиде марий йылме дене йоҥгышо икымше рок-опер, тидын денак ончышын кумылжым савыра.

Оперыште поэтын пӱрымашыже ончыл радамыш лектеш. Тудо эрыкан биарме калыкым темдалаш шонышо конунг (король) Харальд Сур коваште дене пырля йот мландыш толеш. Ю виян биарме ӱдырамашын ӱдыржым йӧратен шындымыж дене илышыже кӱрылтеш. Но каласыме шомакше-влак курымлан илаш кодыт.

Биарме калык шке эрыкшым, шке мландыжым илаш-колаш кредалмаште виян арала. Тудлан Шнуй пушеҥге полша: кече семын шке калыклан шокшым пуа гын, осал тушманым, йӱлатен, ломыжыш савыра. Арамлан огыл ожнак калык ойлен: вийлан эшеат кугурак вий лектеш.

——————

Мифическая страна Биармия, куда стремились многие завоеватели, так же как и легендарная Атлантида растворилась в пространстве и времени почти не оставив никаких следов. Её, в каком-то смысле, можно назвать прародиной финно-угорских народов. Норвежские саги, легенды и мифы Фенноскандии послужили основой для создания рок-оперы. Всё то, что сближает «Старшую Эдду», Карело-финскую Калевалу, сказы и предания финно-угорских народов России – нашло своё отражение в музыке и слове.

Рок с этнической окраской — редчайшее зрелище в современном театре. В рок-опере «Вий-Ар—Ме» («Биармия») современная музыка встречается с древними рунами и этот эксперимент – послание молодёжи и самому широкому зрителю. Повествование ведётся на марийском языке, что усиливает эффект новизны: ведь «Вий-Ар—Ме» – первая рок-опера на марийском языке.

В центре повествования судьба поэта, норвежского скальда, прибывшего вместе со своим конунгом (королём) Харальдом Серая Шкура для покорения свободных биармов. Влюбляясь в дочь биармской колдуньи, скальд обрекает себя на гибель, поскольку коварные замыслы викингов расходятся с добрыми намерениями поэта. Испив мёд любви и поэзии, он обретает дар прорицателя, оставляя нам, потомкам вечное слово, единственное, над чем не властно время. Биармский народ защищает свою веру и землю. На алтарь свободы приносится Любовь. Люди жертвуют самое дорогое, спасая свои святыни. Священное древо биармов остаётся недоступным для викингов. Оно как солнце излучает тепло веры для своих и сжигает дотла тех, кто жаждет крови. Ибо и евангельские строки, и известные крылатые слова из античного мира говорят об одном: «Взявшие меч, мечом погибнут».

Режиссер-постановщик – Сергей Пронин
Художник-постановщик – Ирина Пронина
Автор либретто – Сеппо Кантерво
Автор музыки – Владислав Панченко
Автор перевода – Геннадий Сабанцев

По мотивам пьесы Елены Сойни «Оставайся в Биармии»

Роли исполняют:

ЭЙРИК — Иван Смирнов, Евгений Сергеев
ХАРАЛЬД — Роман Алексеев, Иван Соловьев
РАГНИ — Марина Почтенева, Марина Трутникова
ЭЙНАР — Игорь Антропов
ГЛУМ — Алексей Тетерин
ТОРИР — засл. арт. РМЭ Эдуард Яковлев
БАЛЬДЕР — Игорь Антропов, Генрих Тимиряев
ӦКЫМЕШ КУЧЫМО ӰДЫР-ВЛАК — Людмила Казанцева, Светлана Александрова, Екатерина Александрова
ЙӰКСАЛЧЕ — Марина Воронцова, Мария Андреева
НОЙДА ВАЙРОНЕ — Светлана Строганова, Светлана Филиппова
ПЕРЕСВЕТ — Александр Бирюков
НЕЗВАН — Генрих Тимиряев, Алексей Юнусов
НУЖГОЛ — Сергей Данилов, Алексей Сандаков

Поделиться ссылкой:

Спектакль нерген шонымашдам возыза / Оставьте отзыв о спектакле

© Шкетан театр - 2020

Top