В Марийском национальном театре драмы им. Шкетана теперь «укрощают» – играючи

В старейшем театре Марий Эл – долгожданная премьера! Спектакль «Торешвате» по комедии У. Шекспира «Укрощение строптивой» мог стать украшением сцены еще лет тридцать назад, но все, что ни делается, – делается к лучшему! В наше непростое время именно такая, отчасти провокационная постановка способна «зажечь», встряхнуть, удивить, «улыбнуть» зрителя любого возраста и любой национальности.

Бессмертный, вечно современный Шекспир никогда не перестанет привлекать как театральных режиссеров, так и публику. Герои его трагедий и комедий как будто все эти пятьсот лет живут среди обычных и не очень обычных людей в разных уголках планеты. В Марий Эл тоже встречаются и Гамлеты, и короли Лиры, и Отелло, и своенравные Катарины, и находчивые Петруччо. Последняя пара – это главные герои, пожалуй, известнейшей комедии великого драматурга «Укрощение строптивой». Зрителям всегда было интересно наблюдать, как избалованная, совершенно неуправляемая грубиянка, терроризирующая родных и окружающих, вдруг становится покладистой и любящей женой, укрощенной смельчаком-мужем, который порой обращался с ней жестче, чем с диким зверем. Как такое может быть? Откуда из неприязни и агрессии вдруг появляется любовь и смирение? Кто тут победитель, а кто побежденный? И есть ли вообще смысл в этой «битве полов»? Наверное, на эти вопросы человечество никогда не найдет однозначного ответа, поэтому мы никогда не перестанем говорить об этом, читать про это и смотреть на то, как представляют вечную историю противостояния между Мужчиной и Женщиной служители Мельпомены.

«У нас в спектакле нет ничего случайного…»

Спектакль «Торешвате» («Укрощение строптивой») задумывали поставить на сцене Марийского национального театра драмы им. Шкетана почти тридцать лет назад. В то время известный марийский поэт Семен Николаев сделал очень точный и очень красивый перевод шекспировской комедии на марийский язык. Это должно было стать толчком к созданию постановки, но задуманному тогда не суждено было исполниться, и вот только сейчас произошло таинство рождения яркого, остроумного, смешного, стильного и необычайно современного действа, рассказанного при этом языком великого Шекспира! Сразу же оговорюсь, что все, о чем сейчас пойдет разговор, – это исключительно личные эмоции, личные впечатления, личные ощущения, которые я получила, побывав на первом премьерном спектакле «Торешвате». Наверное, не все, кто видел новую постановку режиссера Романа Алексеева, согласятся со мной полностью, но почему-то кажется, что никто не стал бы отрицать, что «Укрощение строптивой» «по-шкетановски» получилось легким, озорным, ярким и непошлым, несмотря на определенную эпатажность костюмов Катарины (артистка Светлана Александрова) и даже настоящего хлыста в ее руках.

— У нас в спектакле нет ничего случайного, мы каждую деталь, каждый момент строили намеренно, — рассказал Роман Алексеев, режиссер-постановщик спектакля. — Поэтому позволили себе, оставаясь в пространстве шекспировского текста, немного смелости в костюмах, декорациях, позволили даже определенную гротесковость в образе главной героини в первой части спектакля.

Самое главное – превращение

Гротеск здесь прямо живет на сцене! Многое нарочито темпераментно, нарочито язвительно, нарочито громко и грубовато даже, как, например, первые сцены с участием главной героини. Но! Все сыграно и подано зрителям так изящно, иронично, озорно, что на карикатурность и пошлость даже намека не проскользнуло! В этом огромная заслуга всего актерского состава! Надо сказать, что в спектакле каждый образ – это отдельный мир и отдельная история. Видно, как артисты любят своих персонажей, как они старались добавить образам «изюминку», запоминающуюся деталь. В спектакле нет массовки в общепринятом смысле этого слова. У всех персонажей есть свой, пусть маленький, но «звездный час»! Молодой, красивой, яркой актрисе Светлане Александровой, исполнительнице роли Катарины, на мой взгляд, удалось самое главное: превращение! Превращение из дикого, жестокого тигренка в мудрую, ласковую, влюбленную кошку. Метаморфозы эти происходили совершенно естественно на глазах всего зрительного зала, а финальный монолог главной героини как бы подвел черту под всем, что происходило на сцене… «Мы только слабостью своей сильны», — слова о женской природе не новы, но вечны! Павел Ефимов, сыгравший «укротителя» Петруччо, — артист уникальный. Его незабываемый голос, взгляд, манера передвигаться по сцене заставляли следить за его действиями ежесекундно.

Спектакль – настроение!

Конечно, великолепная игра актеров — это огромная часть успеха постановки, но «Торешвате» не получился бы таким, если бы не лаконичное сценическое оформление Сергея Таныгина, оригинальные, стильные костюмы Ларисы Воробьевой, потрясающая музыка Валерия Кульшетова. Браво! А благодаря оригинальному режиссерскому замыслу, непосредственным участником этого комедийного действа в полной мере стал почти весь зрительный зал, потому что многие сцены начинались или заканчивались буквально перед носом изумленной публики! А как вам продолжение сцены в виде подиума? Это нужно увидеть, этим нужно впечатлиться!

Послевкусие после спектакля осталось наиприятнейшее. Подумалось, что очень вовремя он появился: так немного у нас сейчас поводов, чтобы просто улыбнуться, просто посмотреть на себя и свою «половинку» немного с другой стороны, немного другими глазами. Спектакль – настроение, спектакль – атмосфера, спектакль – праздник!

P.S. Когда ждала такси после спектакля, мимо прошли молодые женщины, которые радостно делились впечатлениями от только что увиденного. Одна из них громко и весело сказала подругам: «Сейчас приеду домой и обязательно поцелую мужа!». По-моему, лучше такой «рецензии» и придумать трудно!

Источник: газета «Марийская правда»

Поделиться ссылкой:

Top