Страусова Анастасия Гавриловна

Страусова Анастасия Гавриловна

 (1905—1982), заслуженная артистка РСФСР (1960), народная артистка МАССР (1954), представительница первого поколения профессиональных марийских актеров

Родилась 25 декабря 1905 г. в д. Старое Комино (Кресола) ныне Медведевского р-на РМЭ в бедной крестьянской семье. Ей выпало раннее сиротство, тяжелое детство и отрочество. В 1917 г. поступила в начальную школу. В 16 лет была выдана замуж за вдовца. Вскоре, после призыва мужа на воинскую службу, ушла из дому. В 1923 г. поступила в Краснококшайскую совпартшколу. Проучившись полтора года, была вынуждена оставить учебу из-за болезни (тяжелая форма тифа). Какое-то время батрачила. Весной 1924 г. поступила актрисой в Передвижной театр. Ее первым учителем в профессии был М.Шкетан, под его непосредственным руководством актриса работала над своей первой большой ролью — Орик в драме «Ачийжат-авийжат!..» («Эх, родители!..», 1924).
В 1927 г. открылась Марийская студия музыкально-драматического искусства, из числа наиболее способных актеров Передвижного театра в нее была зачислена и А.Страусова. Первые профессиональные навыки и знания актриса приобрела под руководством режиссера Н.И.Календера. В поставленных им спектаклях она сыграла Анисью (Л.Толстой «Пычкемыш лоҥгаште» / Власть тьмы, 1927), учительницу Татьяну Григорьевну (С.Чавайн «Мӱкш отар» / Пасека, 1928), Дочь Бога (С.Чавайн «Илыше вӱд» / Живая вода,  1929), крестьянку Марфу Савишну (Е.Яновский «Шыде» / Ярость, 1930). В 1929 г. после окончания учебы А.Страусова стала актрисой Марийского государственного театра. Вся ее дальнейшая жизнь была связана с ним.
Летом 1930 г. Маргостеатр принял участие в I Всесоюзной олимпиаде театров и искусств народов СССР. Помимо двух спектаклей по пьесам С.Чавайна «Пасека» и «Живая вода» труппа дала 25 концертов. В конкурсе певцов, проходившем на сцене МХАТ им. М.Горького, А.Страусова, исполнившая горномарийскую народную песню «Йоласал олицает» («Еласовская улица»), заняла второе место.
В 30-е годы А.Страусова стала одной из ведущих актрис театра. Ею были сыграны сложные и разноплановые роли: Маланья (М.Шкетан «Шурно» / Урожай, 1933), Варвара (А.Островский «Кӱдырчан йӱр» / Гроза, 1934), Марфа (С.Чавайн «Акпатыр», 1935), Агафья Тихоновна (Н.Гоголь «Ӱдырым налмаш» / Женитьба, 1935), Настя (С.Чавайн «Окса тул» / Клад, 1936), леди Мильфорд (Ф.Шиллер «Йӧратымаш да осал чоялык» / Коварство и любовь, 1938), Беатриче (К.Гольдони «Коклазе-влак» / Бабьи сплетни, 1939), Елена (М.Горький «Мещан-влак» / Мещане, 1941) и др. Отход от принципа амплуа благотворно сказался на творческом росте актрисы.
Из сыгранных А.Страусовой ролей наиболее убедительными и глубокими были роли марийских женщин. Творческая индивидуальность актрисы наиболее полно раскрылась в спектаклях по оригинальным марийским пьесам.
Большой успех принесла А.Страусовой роль Эчан вате в музыкальной комедии С.Николаева «Салика». Впервые выйдя на сцену в этой роли в 1938 г. в спектакле, поставленном А.Маюк-Егоровым, актриса на протяжении тридцати лет была бессменной ее исполнительницей. С годами менялся внешний рисунок роли, социальная окраска и наполнение образа. Ею был создан оригинальный характер своенравной женщины, типичной представительницы старой марийской деревни. Более 500 раз выходила актриса на сцену в этой роли. Ее постоянными партнерами по спектаклю были Т.Григорьев (Ози Кузи), И.Якаев (Сармаев) и И.Россыгин (Терей).
В 1949 г. А.Страусова была удостоена почетного звания «Заслуженный артист Марийской АССР».
Колоритный, запоминающийся образ сильного, опасного врага новой жизни — знахарки Нени кува — создала актриса в драме М.Шкетана «Ачийжат-авийжат!..» («Эх, родители!..», 1952). Среди воплощенных на сцене персонажей выделяется образ колхозной поварихи Орины в комедии Н.Арбана «У муро» («Новая песня», 1953). Это была одна из ролей, по своей природе близких актрисе. Созданный ею образ мудрой, душевной, чуть лукавой женщины, помогающей влюбленным сердцам разобраться в своих чувствах, во многом способствовал долгой (13 лет) сценической жизни спектакля.
Органична и убедительна была А.Страусова и в классическом репертуаре, в частности в пьесах А.Островского. Значительной вехой ее творческой биографии стала роль Кабанихи в спектакле М.Толчинского «Кӱдырчан йӱр» («Гроза», 1955). Глубоким внутренним драматизмом наделила актриса свою Галчиху («Титакдыме титакан-влак» / Без вины виноватые, 1948), нашла краски и способы вдохнуть жизнь в образы персонажей второго плана в спектаклях разных лет: «Чодыра» («Лес», 1937), «Лумӱдыр» («Снегурочка», 1946), «Нужналык зиян огыл» («Бедность — не порок», 1950), «Родо-шамыч улына — шотым муына» («Свои люди — сочтемся», 1963).
В 1954 г. А.Страусовой было присвоено почетное звание «Народный артист Марийской АССР», а в 1960 г. — «Заслуженный артист РСФСР».
В 60-е годы А.Страусовой довелось играть в основном характерные роли второго плана. Для их воплощения актриса щедро использовала свои жизненные наблюдения, зачастую раздвигая внутренние рамки образа. Актриса нашла неповторимые краски для раскрытия образов Проски (К.Коршунов «Кӱрылтшӧ сем» / Прерванная мелодия, 1964), Кропис кува (М.Рыбаков «Томаша» / Суета, 1967), знахарки (А.Мирзагитов «Чоя шешке» / Змея за пазухой, 1965) и множества других персонажей, порой не имеющих даже собственных имен. А.Страусова — актриса, которая не умела играть плохо. Ее работа отличалась большой самоотдачей, искренностью и высоким профессионализмом. По ее стопам пошла дочь — заслуженный деятель искусств РМЭ режиссер Сарра Кириллова.
Работа А.Страусовой освещалась на страницах центральной прессы.
За многолетний, плодотворный труд А.Г.Страусова награждена орденом Трудового Красного Знамени, медалями, а также Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Марийской АССР, Министерства культуры РСФСР и МАССР. Актриса избиралась депутатом Верховного Совета Марийской АССР V созыва (1959—1963), депутатом Йошкар-Олинского городского Совета депутатов трудящихся VI созыва (1957—1959).
А.Страусова — ровесница Марийского театра, прошедшая с ним без малого полвека его тернистого и славного пути.
Скончалась А.Г.Страусова 30 июня 1982 года.

Литература о жизни и творчестве

Исаев С. Марий АССР-ын калык артисткыже А.Г.Страусова (Народная артистка МАССР А.Г.Страусова) // Марий коммуна. 1954. 30 нояб.
Бодров А. Ровесница театра // Марийская правда. 1954. 27 нояб.
Потапов Н. Сценыште аваж ден ӱдыржӧ (На сцене мать и дочь) // Марий коммуна. 1956. 8 янв.
Потапов Н. Й?ратыме артистка А.Г.Страусова (Любимая артистка  А.Г.Страусова) // Марий коммуна. 1959. 18 февр.
Кафанова Л. Преодолевая невзгоды // Театральная жизнь. 1961. № 3. С. 23.
Страусова Анастасия Гавриловна // Театральная энциклопедия. Т.4. М., 1965. Стб. 1105.
Исенеков В. Марий сценын ик мастарже (Одна из мастеров марийской сцены)// Марий коммуна. 1966. 19 февр.
Семенов И. Две судьбы // Театральная жизнь.  1967.  № 18.  С. 25.
Георгина М. Анастасия Гавриловна Страусова. Йошкар-Ола, 1968.
Бояринова В. «Йоласал олицает» («Еласовская улица») // Ончыко. 1969. № 6. С. 79—81.
Георгина М. Шӱм-чонжо тулан (Окрыленная душа) // Марий коммуна. 1975. 25 окт.
Георгина М. Марийский драматический театр: Страницы истории (1917—1978). Йошкар-Ола, 1979.
Георгина М. Шӱм-чонжо — калык пелен (Душой — с народом). Марий коммуна.  1980.  8 нояб.
Кириллова С. Зона повышенной волшебности // Театральная жизнь. 1987. № 1. С. 32.
Поморцева Б. История в лицах и поколениях: Национальному театру им. М.Шкетана — 75 // Марийская правда. 1995. 18 марта.
Матукова М. Кресолан ӱдыржӧ (Дочь д. Старое Комино) // Кугарня. 1996. 22 нояб.
Петрова И.  Покорившая  сцену //  Марийская правда. 2000. 12 окт.
Иванов С. Тудо  марий  театрын  чапше  лийын (Она  была славой марийского театра:  К 95-летию  со дня рождения А.Г.Страусовой) // Марий Эл. 2000. 28 окт.

Поделиться ссылкой:

Top