Маюк-Егоров Алексей Иванович

Маюк-Егоров Алексей Иванович

МАЮК-ЕГОРОВ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ (1905—1938),
актер, первый марийский режиссер-профессионал.

Родился 19 февраля 1905 г. в с. Малый Сундырь ныне Горномарийского р-на РМЭ в семье служителя церкви. Его отец И.Е.Егоров, человек интеллигентный и образованный, заботясь о будущем семьи, в 1929 г. отрекся от сана, однако был репрессирован и осужден на три года лишения свободы. Данный факт биографии создал немало трудностей в жизни А.Маюк-Егорова и сыграл роковую роль в годы культа личности. Окончив с отличием Малосундырскую школу, он продолжил учебу в г. Козьмодемьянске. В период с 1919 по 1927 гг. А.Егоров работал в самых различных сферах: был пильщиком на лесопильном заводе, кирпичником, сапожником, учительствовал в сельской школе и т.д.

В октябре 1927 г. поступил в Марийскую студию музыкально-драматического искусства в г.Краснококшайске. Ко времени учебы относится появление псевдонима Маюк.
Учился А.Маюк-Егоров легко и охотно, был в числе лучших. Как один из немногих студийцев, свободно владеющих русским языком, делал переводы пьес. За время учебы в студии и последующей работы в Марийском государственном драматическом театре (1927—1930) им сыграны следующие роли: Микита (Л.Толстой «Пычкемыш лоҥгаште» / Власть тьмы, 1927), комсомольский вожак Тимошка (спектакль по поэме А.Жарова «Гармонь»), объездчик Епсей (С.Г.Чавайн «Мӱкш отар» / Пасека, 1928), Кугуяр (1929) в одноименной драме С.Чавайна, Немой (Е.Яновский «Шыде» / Ярость, 1930) и др. В период профессионального становления Марийского театра А.Маюк-Егоров был одним из ведущих его актеров.
Толчком к дальнейшему совершенствованию профессионального мастерства для А.Маюк-Егорова стала поездка театра в Москву для участия в I Всесоюзной олимпиаде театров и искусств народов СССР (1930). В том же году он поступил на драматическое отделение Центрального техникума театрального искусства (ЦЕТЕТИС) при Государственном институте театрального искусства им. А.В.Луначарского. Через год А.Маюк-Егоров перешел на режиссерское отделение ГИТИСа, на курс режиссера МХАТа И.Я.Судакова. На курсе преподавали В.Качалов, Вс.Мейерхольд, И.Москвин и другие выдающиеся деятели театра того времени. Каникулы и практику А.Маюк-Егоров проводил в Маргостеатре, работал в Горномарийском колхозном драматическом театре (г. Козьмодемьянск).

В 1936 г.  после окончания учебы А.Маюк-Егоров был принят очередным режиссером в Маргостеатр, а после ухода Н.Д.Станиславского, в августе того же года, был назначен главным режиссером. Впервые в Марийском театре появился квалифицированный специалист, знающий марийский язык.

Свою творческую программу и взгляды на современное театральное искусство А.Маюк-Егоров изложил в статье «Культуран социалист театр верч» («За культурный социалистический театр», 1936). Большое значение он придавал работе с актерами, совершенствованию их профессионального мастерства. А.Маюк-Егоров привнес в Марийский театр дух новаторства и эксперимента. Стремился создать в коллективе атмосферу творческого поиска, разнообразить репертуар. В своей работе А.Маюк-Егоров закрепил и развил реалистические традиции национального театра.

В планах главного режиссера Марийского драматического театра были постановки пьес «Лес» и «Доходное место» А.Н.Островского, «Васса Железнова» М.Горького, «Аристократы» Н.Погодина, «Любовь Яровая» К.Тренева и др. К работе по переводу пьес на марийский язык были привлечены С.Чавайн, М.Шкетан, П.Пӱнчерский, Олык Ипай и др. Такое сотрудничество способствовало росту культурного уровня работников театра.

В качестве режиссера А.И.Маюк-Егоров проработал два года. К 100-летию со дня смерти А.С.Пушкина им был поставлен спектакль «Дубровский». Автором инсценировки повести был С.Чавайн.

В 1936 г. А.Маюк-Егоров с энтузиазмом приступил к работе над пьесой молодого драматурга С.Николаева «Полатовын сӱанже» («Свадьба Полатова»). В результате доработки был уточнен жанр и хронотоп пьесы, система действующих лиц и т.д. Режиссер создал на сцене яркое этнографическое зрелище, насыщенное народными песнями и плясками. Пьеса вошла в классический фонд марийской драматургии под названием «Салика»  и до настоящего времени входит в репертуар театра. В мае 1937  г. спектакль был готов, однако приемочная комиссия Управления по делам искусств при СНК МАССР запретила постановку как «националистическую», а ее режиссер был обвинен в пропаганде средствами искусства националистических идей и восхвалении прошлого марийского народа. 23 июня 1937 г. А.И.Маюк-Егоров и его жена актриса А.А.Филиппова были уволены из театра.
К открытию театрального сезона 1937—1938 гг. А.Маюк-Егоров вновь вернулся в Маргостеатр в качестве очередного режиссера. Он продолжил работу над музыкальной комедией «Салика», 5 апреля 1938 г. состоялась премьера. Это была творческая победа молодого режиссера и всего коллектива. Роли в спектакле исполняли талантливые актеры: Н.Конакова (Салика), В.Якшов (Эчук), А.Филиппова (Марина), Ф.Лебедев (Чопай), Т.Григорьев (Ози Кузи), А.Страусова (Эчан вате) и др. Однако, несмотря на большой зрительский успех, после нескольких представлений спектакль был снят с репертуара.

Арест, последовавший 11 июня 1938 г., оборвал творческие планы А.Маюк-Егорова. Было сфабриковано так называемое «дело двенадцати», нанесшее невосполнимый ущерб марийскому сценическому искусству. По обвинению в причастности к террористической организации были арестованы актеры В.Якшов, А.Филиппова, П.Мусаева, А.Ложкин, А.Мамуткин, З.Белкин, а также А.Янаев, Т.Карпова, М.Яндулов и другие.

29 октября 1938 г. решением «особой тройки» НКВД МАССР все они были приговорены к расстрелу, 31 октября 1938 г. приговор был приведен в исполнение. Решением Верховного суда МАССР от 20 августа 1956 г. А.И.Маюк-Егоров был посмертно реабилитирован за отсутствием состава преступления.

В историю марийского театрального искусства А.Маюк-Егоров вошел как талантливый режиссер-новатор, человек высокой профессиональной культуры.

Спектакли, поставленные А.Маюк-Егоровым в Марийском государственном театре:

М.Шкетан «Шурно» / Урожай, 1933;
А.Островский «Доходан вер» / Доходное место, 1936;
А.Пушкин «Дубровский», 1937;
А.Островский «Чодыра» / Лес, 1937;
В.Катаев «Шкет парус» / Белеет парус одинокий, 1938;
С.Николаев «Салика», 1938.

Литература о жизни и творчестве

Маюк А. Культуран социалист театр верч (За культурный социалистический театр) // Илышын воштончышыжо. Йошкар-Ола, 1994. С. 89—90.
Георгина М. Маюк-Егоров // Ончыко. 1966. № 4. С. 83—88.
Георгина М. Марийский театр // История советского драматического театра в шести томах.Т. IV.  М., 1968.  С. 529—536.
Николаев С. Годы творческих поисков: Воспоминания. Йошкар-Ола, 1978. С. 22—32.
Георгина М. Марийский драматический театр: Страницы истории (1917—1978). Йошкар-Ола, 1979. С.26—69.
Николаев С. Илышем да сылнымут корнем (Моя жизнь и литературный путь). Йошкар-Ола, 1981.  С. 23—35.
Матукова М. Первый марий режиссер // Ончыко. 1989. № 3. С. 49—55.
Яналов В. Волгенче ӱмырым илен (Жизнь, как вспышка молнии) // Марий коммуна.  1989.  8 март.
Матукова М. Прерванный путь // Молодой коммунист.  1989.  28 июня.
Чокмар Э. Вӱран спектакль, але Кузе марий артист-влак Сталиным пушташ ямдылалтыныт (Кровавый спектакль, или Как марийские артисты готовили убийство Сталина) // Кугарня. 1993. 19, 26 нояб.
Георгина М. Первый марий режиссер // Илышын воштончышыжо. Йошкар-Ола, 1994.  С. 91—96.
Еропов Н. Дело Маюк-Егорова и других // Ленинский путь. 1995. 10, 13, 17, 20 окт.
Кульбаева Н.И. Становление марийского театрального искусства // Историко-культурный комплекс Республики Марий Эл. Йошкар-Ола, 1996. С. 110—127.
Матукова М. Кӱрылтшӧ корно (Прервавшийся путь) // Кугарня. 1997. 4  апр.
Ефимова Н. Что век ХХ нам оставит? // Марийская правда. 1999. 17 апр.
Зайниев Г. Икымше лийын, икымше кодын (Первым был, первым и остался) // Кугарня.  2000.  18 февр.

Поделиться ссылкой:

Top