Кузьминых Степан Иванович

Кузьминых Степан Иванович

 (1918—1990)
народный артист РСФСР (1978),
народный артист Марийской АССР (1960),
лауреат Государственной премии МАССР (1977)

Родился 9 декабря 1918 г. в д. Средний Пуял (Покшел Пуял) ныне Оршанского р-на РМЭ в крестьянской семье. В 1932 г. окончил школу крестьянской молодежи и поступил в Марийский областной техникум искусств. В 1935 г. после окончания полного курса был принят в труппу Марийского государственного театра.

Свой актерский путь С.Кузьминых начинал с эпизодических ролей, таких как слуга Любэн (Мольер «Жорж Даден», 1935), Николай (В.Гусев «Чап» / Слава, 1936), в  спектаклях режиссера Н.Д.Станиславского. В спектакле А.И.Маюк-Егорова «Дубровский» (1937) С.Кузьминых исполнил роль француза Дефоржа, а в комедии А.Островского «Доходан вер» («Доходное место», 1936) роль Досужева. Среди первых работ актера — Клеонт (Мольер «Мещанин дворянствыште» / Мещанин во дворянстве, 1938), Беппо (К.Гольдони «Коклазе-влак» / Бабьи сплетни, 1939), Лещинский (Н.Островский «Кузе вурс шуаралтын» / Как закалялась сталь, 1937), Каврий (С.Николаев «18-ше ий» / 18-й год, 1938) в постановках режиссера Г.Иосселиани.

Осенью 1939 г. С.Кузьминых был призван на срочную службу в Красную Армию, Великая Отечественная война застала его в составе артиллерийского дивизиона на р. Прут. Далее были бои, плен, освобождение в марте 1945 г. В 1946 г. С.Кузьминых был демобилизован из действующей армии и вернулся в Маргостеатр.
Одной из первых крупных ролей после возвращения стала роль Олега Кошевого в спектакле «Рвезе гвардий» (А.Фадеев «Молодая гвардия», 1947) режиссера А.Велижева. Среди работ этого периода следует отметить роли Аркадия Милаева (С.Николаев «Шочмо кече» / День рождения, 1947), Азамата (С.Николаев «Айвика»,1948), Сергея Соловьева (А.Волков «Ксения», 1952) и другие.

Репертуар Маргостеатра послевоенного десятилетия был богат спектаклями по произведениям зарубежной и русской классики. Работа в них стала для С.Кузьминых школой постижения профессионального мастерства. В этот период им были созданы образы Незнамова (А.Н.Островский «Титакдыме титакан-влак» / Без вины виноватые, 1948), Антифола Эфесского и Антифола Сиракузского (В.Шекспир «Йоҥылыш комедий» / Комедия ошибок, 1949), Никиты (Л.Толстой «Пычкемыш лоҥгаште» / Власть тьмы, 1950), Ромео (В.Шекспир «Ромео и Джульетта», 1951), Хлестакова (Н.В.Гоголь «Ревизор», 1952), Фердинанда (Ф.Шиллер «Йöратымаш да осал чоялык» / Коварство и любовь, 1955) и другие.
В 1955 г. за плодотворный творческий труд С.Кузьминых был удостоен почетного звания «Заслуженный артист Марийской АССР».

В 1956 г. по причине творческой неудовлетворенности актер перешел из национальной труппы Марийского государственного объединенного драматического театра им. М.Шкетана в русскую труппу, где проработал до 1961 года. Среди работ этого периода следует отметить роль героя гражданской войны Олеко Дундича в одноименной пьесе М.Каца и А.Вжешевского (1956), Степана Ершова (Вс.Кочетов «Семья Ершовых», 1957), бунтаря Пасета (Н.Арбан «Черный Волк», 1958), Танаки (М.Толчинский «Хризантемы — цветы жизни», 1958), чувашского юноши Огородникова (И.Попов «Семья», 1960) и др.

В 1960 году С.Кузьминых было присвоено почетное звание «Народный артист Марийской АССР».

С 1961 года С.Кузьминых вновь стал работать в марийской труппе. Крупной работой по возвращении стал образ хирурга-новатора Платона Кречета в одноименной драме А.Корнейчука (1961). Актеру был близок гуманистический пафос образа, его гражданское звучание.

Заметным событием в культурной жизни республики стала постановка режиссером В.Даниловым драмы И.Попова «Еш» («Семья», 1962). С.Кузьминых сыграл в ней роль Володи Ульянова, передав в образе романтику революционной борьбы.

В 1963—1964 гг. С.Кузьминых прошел стажировку по режиссуре в Академическом театре им. Евг.Вахтангова (г.Москва) у народного артиста СССР Р.Н.Симонова. Интерес к режиссерской деятельности проявился у С.Кузьминых с первых лет работы в театре. Еще до войны он был ассистентом режиссера в спектаклях «Как закалялась сталь» и «Пограничники». В 1952 г. им была осуществлена постановка драмы М.Шкетана «Ачийжат-авийжат!.. («Эх, родители!..»). В 60-е годы С.Кузьминых успешно поставил ряд спектаклей, среди которых: «Сÿан кечын» (В. Розов «В день свадьбы», 1964), «Янлык Пасет» (Н.Арбан «Черный Волк», 1964), «Тошто таҥ» (М.Рыбаков «Старый друг», 1965), «Мондаш ок лий» (А. и П.Тур «Перебежчик», 1967),  «Кунам ломбо пеледеш» (А.Волков «Когда цветет черемуха», 1967).

Яркой вехой в актерской биографии С.Кузьминых стала роль Григория Петровича Веткана (С.Чавайн «Элнет», 1965). В образе марийского интеллигента актер раскрыл эволюцию взглядов героя, становление его личности.

С.Кузьминых — яркая актерская индивидуальность. Актер с превосходными внешними данными, он словно был создан для исполнения крупных драматических и трагических ролей. Ему были близки характеры людей незаурядных, метущихся, характеры мыслителей и бунтарей. Образ современника, человека волевого, увлеченного своим делом, создал он в драме А.Асаева «Товатлыме куэ» («Клятвенная береза», 1967).

Размах незаурядной личности, неуемное жизнелюбие, подорванную болезнью мощь и одиночество раскрыл актер в образе Егора Булычова. (М.Горький «Булычов Йогор да молат» / Егор Булычов и другие, 1968). В 1968 г. жюри Всесоюзного фестиваля драматических и детских театров, посвященного 100-летию со дня рождения М.Горького, высоко оценило работу С.Кузьминых, он был награжден Дипломом I степени.

В 1969 г. за большой вклад в развитие национального сценического искусства С.Кузьминых было присвоено почетное звание «Заслуженный артист РСФСР».
В 1970 г. жюри Всесоюзного театрального фестиваля присудило С.Кузьминых Диплом II степени за исполнение роли профессора Полежаева в драме Л.Рахманова «Вургыжшо шÿм» («Беспокойная старость»).

Среди работ актера 70-х годов одной из лучших по праву признана роль Повара в спектакле режиссера С.Кирилловой «Вуянче ава ден шочшыжо-влак» («Мамаша Кураж и ее дети», 1975) по пьесе Б.Брехта.

На протяжении всей профессиональной деятельности актер работал над собой, оттачивал мастерство, стремился к расширению творческого диапазона. Его актерские находки зачастую вдыхали жизнь в создаваемый образ, укрупняли данные автором жизненные обстоятельства. Когда же пьеса давала материал для создания полнокровного, незаурядного характера, С.Кузьминых работал со всей страстью, таковы его Сергей (А.Волков «Ксения», 1952), Алдиар (А.Волков «Алдиар», 1969), Голованов (К.Коршунов «Кÿдырчан ÿжара» (Грозовое зарево, 1968) и др. На сцене герой С.Кузьминых всегда был личностью.

В 1977 г. за исполнение ролей в спектаклях Маргостеатра им. М.Шкетана, поставленных в последние годы, С.Кузьминых была присуждена Государственная премия Марийской АССР.
В 1978 г. С.Кузьминых первому среди театральных деятелей республики было присвоено высокое звание «Народный артист РСФСР».
В декабре 1979 г., проработав в театре около 40 лет и сыграв более 100 ролей, С.И.Кузьминых ушел на заслуженный отдых.

С.И.Кузьминых кавалер ордена «Трудовое Красное Знамя» (1971). Награжден медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и др., неоднократно награждался Почетными грамотами Президиума Верховного Совета МАССР, а также Министерств культуры РСФСР и МАССР. Его работа получила освещение во всесоюзной прессе.
В разные годы он возглавлял марийское отделение ВТО, был членом правления Марийского республиканского комитета защиты мира.
Скончался С.И.Кузьминых 14 марта 1990 года.

Статьи и воспоминания С.И.Кузьминых

Солнечные страницы  нашей жизни // Марийская правда.  1961.  1 янв.
Йöратыме образ (Любимый образ) // Марий коммуна. 1962. 24 нояб.
К.С.Станиславский да кызытсе советский театр (К.С.Станиславский и современный советский театр) // Марий коммуна. 1963. 17 янв.
Иза-шольо калык полшен (Взаимопомощь братских народов) // Марий коммуна. 1977. 27 июль.
Им идти дальше // Марийская правда.  1979. 29 нояб.
Мир театра // Марийская правда. 1982. 30 дек.
Йÿлышö шÿм дене (С горящим сердцем: Ф.Лебедев) // Марий коммуна. 1983. 28 авг.
Тачат шинча ончылнем (И сегодня перед моими глазами: Йыван Кырля) // Юзо памаш: Сылнымут сборник «Эрвий». Вып.VI. Йошкар-Ола, 1989. С.154—161.
Илыше вÿд (Живая вода) // Илышын воштончышыжо. Йошкар-Ола, 1994.  С.157—161.

Литература о жизни и творчестве

Бабенко И., Федоров В. Йöратыме артист (Любимый артист) // Ончыко. 1956.       № 1.  С. 72—80.
Майн М. Калыкын йöратыме артистше: С.И.Кузьминыхын шочмыжлан 50 ий (Любимый народом артист: 50 лет со дня рождения С.И.Кузьминых)// Марий коммуна. 1968. 22 дек.
Васильева Л. Романтический актер // Марийская правда.  1969.  27 нояб.
Краснов З. Илыш-йÿла кышкар гыч (Из глубин народной жизни) // Ончыко.  1969. №6.  С.85—87.
Эсеней П. Шÿм вургыж кычалме годым (Время взволнованного поиска) // Марий коммуна.  1971.  19 май.
Добронравова Л. Сценыште Степан Кузьминых (На сцене Степан Кузьминых) // Ончыко.  1973.  № 2.  С. 95—101.
Добронравова Л. Одной лишь думы власть… // Марийская правда. 1978. 10 дек.
Зайниев Г. Усталык шÿдыр (Звезда таланта) // Ончыко. 1978. № 6. С. 87—93. Указ. соч. // Илыш э?ер: Литература ден искусство илыш гыч заметка-влак. Йошкар-Ола, 1985. С. 101—211.
Горохов В. Калык артист (Народный артист) // Марий коммуна. 1979. 9 дек.
Добронравова Л. Однажды и навсегда // Творческие портреты марийских актеров. Йошкар-Ола, 1982.  С. 16—36.
Андрусенко М. Семья актеров // Марийская правда.  1985.  27 марта.
Чокмар Э. Калык артист: Артист Степан Кузьминых шочмыжлан — 75 ий (Народный артист: 75 лет со дня рождения артиста Степана Кузьминых) // Кугарня.  1993.  3 дек.
Кузьминых С.И. (1918—1990) // Земля оршанская.  Йошкар-Ола, 1994. С.44—46.
Иванов С. Марий сценын чолга шÿдыржö (Яркая звезда марийской сцены) // Ончыко.  1999.  № 3.  С. 159—175.

Поделиться ссылкой:

Top