Конакова Нина Александровна

Конакова Нина Александровна

(1913-1986)

заслуженная артистка Марийской АССР (1945)

Родилась 21 ноября 1913 года в д. Конганур (Коҥганур) ныне Куженерского района РМЭ в семье марийского драматурга и просветителя Ф.Ф.Конакова (1887-1922). После окончания школы-семилетки в 1929 г. поступила в Горьковский музыкальный техникум. В 1931 г. перевелась в только что открывшийся в Йошкар-Оле марийский областной техникум искусств, который с отличием окончила в 1935 г. и была принята в труппу Марийского государственного театра.
Н.Конакова проработала в Марийском театре без малого десять лет. С ее именем связаны самые светлые, поэтичные образы, созданные на национальной сцене.
Еще будучи учащейся техникума искусств, она сыграла роль кулацкой дочери Варуш в драме М.Шкетана «Шурно» («Урожай», 1933), поставленной А.Маюк-Егоровым. Годом позже режиссер Н.Станиславский поручил ей роль главной героини в драме А.Островского «Кӱдырчан йӱр» («Гроза», 1934).
Природа щедро наделила актрису красивой внешностью, прекрасным голосом (меццо-сопрано), пластикой, сценическим обаянием. Казалось бы, она просто создана для амплуа молодой героини. Заботясь о разностороннем развитии дарования актрисы, режиссеры Н.Станиславский, А.Маюк-Егоров, Г.Крыжицкий, Г.Иосселиани поручали Н.Конаковой роли разного плана. В классической трагедии Ф.Шиллера «Коварство и любовь» («Йӧратымаш да осал чоялык», 1938) она исполнила роль Луизы, в комедии К.Гольдони «Бабьи сплетни» («Коклазе-влак», 1939) – предприимчивой, деятельной Кеккины, а в гоголевской «Женитьбе» («Ӱдырым налмаш», 1935) – мечтательной Агафьи Тихоновны. В драме А.Корнейчука «Платон Кречет» (1935) актриса создала многогранный образ современницы – Лиды, в инсценировке повести В.Катаева «Белеет парус одинокий» («Шкет парус», 1938) сыграла травестийную роль Петьки.
Большое влияние на становление творческой личности актрисы оказал режиссер Н.Д.Станиславский. Он часто поручал ей исполнение ролей в паре с выдающейся актрисой 30-х годов Анастасией Филипповой: Эвика (С.Чавайн «Акпатыр», 1935), Катерина (А.Н.Островский «Гроза», 1934), Лида (А.Корнейчук «Платон Кречет», 1935). Постоянным партнером Н.Конаковой по сцене в эти годы был талантливый актер Василий Якшов: Борис и Катерина («Гроза»), Платон и Лида («Платон Кречет»), Акпатыр и Эвика («Акпатыр»), Эчук и Салика («Салика», 1938), Дубровский и Маша Троекурова («Дубровский», 1937).
Н.Конакова стала первой исполнительницей роли Салики в одноименной пьесе С.Николаева 1938). Этой ролью она покорила сердца зрителей, стала легендой Марийского театра. Актриса создала красоту внутреннего мира марийской девушки, ее поэтичность, согрела образ своим душевным теплом. Для многих последующих поколений актрис исполнение роли Салики Н.Конаковой стало эталонным, а образ Салики – поэтическим символом и идеалом марийской женщины.
При всей женственности и лиричности героини Н.Конаковой обладали твердостью духа и внутренней силой. Такой в ее исполнении предстала дочь Акпатыра Эвика в драме С.Чавайна.
В 1939 г. Н.Конакова оставила театр, переехав в Белоруссию, по месту службы мужа. Два года работала в русских драматических театрах Полоцка и Минска.
В 1941 г. вернулась в Йошкар-Олу и вновь поступила в Маргостеатр. В годы Великой Отечественной войны ею были сыграны роли Зины (С.Николаев «Шинелян ӱдыр» / Девушка в шинели, 1942), цыганки (И.Крылов «Подшипа», 1942), Вари (В.Гусев «Сар деч вара, куд шагатлан» / В шесть часов вечера после войны, 1943), Веры (А.Григорьев «Руш актёрын ӱдыржӧ / Дочь русского актёра, 1943) и другие.
В 1944 г. Н.Конакова исполнила роль эвакуированной девушки-эстонки Лейды Колонейс в драме С.Николаева «Элнет серыште» («На берегу Илети»). В работе над ролью актриса стала соавтором драматурга, наполнила образ жизненным содержанием, сделала второстепенный персонаж значимым и глубоким.
В начале 40-х годов Н.Конакова стала одной из ведущих актрис Марийского государственного театра. В 1945 г. ей было присвоено почетное звание «Заслуженный артист Марийской АССР».
В 1945 г. актриса вновь оставляет театр, переезжает по новому месту службы мужа в г. Березники Пермской области, а в 1949 г. – в г. Дзержинск Горьковской области. В Дзержинском драматическом театре Н. Конакова проработала до выхода на пенсию. За тридцать лет работы на сцене она сыграла более 150 ролей. Мягкий лиризм, женственность, поэтичность были неотъемлемыми чертами создаваемых ею образов. Тема счастья женщины, поиска ею места в общественной и социальной жизни прошла через всё творчество актрисы.
Скончалась Н.А.Конакова 25 ноября 1986 г.

Поделиться ссылкой:

Top