Кириллова Сарра Степановна

Кириллова Сарра Степановна

(1932-2009)
Заслуженный деятель искусств Марийской АССР (1979),
народная артистка Республики Марий Эл (1992),
лауреат Государственной премии МАССР (1978).

В 1974-1987 гг. главный режиссер Марийского государственного драматического театра им. М.Шкетана.

Родилась 23 апреля 1932 г. в г.Йошкар-Ола. После окончания школы-семилетки поступила на театральное отделение Музыкально-театрального училища им.И.С.Палантая. На выбор профессии большое влияние оказала мать, заслуженная артистка РСФСР А.Г.Страусова. В 1950 г., закончив три курса музучилища, С.Кириллова поступила на актерское отделение Ленинградского театрального института им. А.Н.Островского. За отличную учебу была удостоена стипендии имени народного артиста СССР И.М.Москвина. В 1954 г. после окончания учёбы поступила в труппу Маргостеатра им. М.Шкетана. Среди первых сыгранных С.Кирилловой ролей — Чачавий в драме Н.Арбана «Янлык Пасет» («Чёрный Волк», 1954) и Луиза в трагедии Ф.Шиллера «Йӧратымаш да осал чоялык» («Коварство и любовь», 1955) и др. Параллельно с работой в театре актриса закончила вокальное отделение Музыкального училища им.    И.С.Палантая.
В 1956—1961 гг. С.Кириллова работала актрисой Театра Северного флота. Вернувшись в Йошкар-Олу, поступила в труппу Республиканского русского драмтеатра. Среди ролей этого периода были роли Людмилы (А.Островский «Поздняя любовь»), Аманды (Г.Мдивани «День рождения Терезы»), Марты (А. и П.Тур «Северная мадонна») и др. В 1963 г. по направлению Министерства культуры МАССР поступила на режиссерский факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, на курс профессора М.В.Сулимова. Дипломный спектакль «Кӱдырчан ӱжара» («Грозовое зарево», 1968) по пьесе К.Коршунова был поставлен ею в Маргостеатре им. М.Шкетана.
В декабре 1969 г. С.Кириллова была приглашена режиссером-постановщиком в Белгородский областной драматический театр им. М.С.Щепкина. За время работы ею было поставлено более 10 спектаклей, среди которых «Дамы и гусары» А.Фредо (1969), «С лёгким паром» Э.Рязанова и Э.Брагинского (1970), «Закон Ликурга» Т.Драйзера (1973) и другие.
В сентябре 1974 г. Министерство культуры МАССР пригласило С.С.Кириллову на должность главного режиссера Марийского государственного драматического театра им. М.Шкетана. В репертуарной политике она последовательно проводила линию приобщения марийского зрителя к лучшим произведениям зарубежной, русской классики и современной драматургии. В бытность С.Кирилловой главным режиссёром в театре были поставлены пьесы В.Шекспира и Ф.-Г.Лорки, М.Горького и Вс.Вишневского, В.Розова и А.Вампилова, Ч.Айтматова и И.Друце, О.Иосселиани и Т.Миннуллина и т.д. В результате тесного творческого сотрудничества с марийскими драматургами на сцене театра с успехом шли пьесы К.Коршунова, М.Рыбакова, В.Регеж-Горохова и др., ставились произведения признанных мастеров слова С.Николаева, Н.Арбана, А.Волкова, а также национальных классиков С.Чавайна и М.Шкетана.
Спектакли режиссера С.Кирилловой отличали масштабность и современность взглядов, углублённый анализ драматургического материала, внешне лаконичное, точное выражение режиссёрской мысли, а также  требовательность к актёрскому мастерству.
Событием в культурной жизни республики стала постановка С.Кирилловой драмы М.Рыбакова «Морко сем» («Моркинские напевы», 1975), посвященная 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. Эта работа была удостоена Государственной премии МАССР.
Показав спектакль «Вуянче ава ден шочшыжо-влак» («Мамаша Кураж и её дети», 1975) Б.Брехта в постановке С.Кирилловой, Марийский драматический театр им. М.Шкетана участвовал во Всесоюзном фестивале драматургии ГДР. Жюри высоко оценило оригинальность и художественные достоинства спектакля, удостоив режиссёра Диплома лауреата. Работа Марийского театра получила отклик на страницах журналов «Театральная жизнь» и «Театр».
В 1976 г. Маргостеатр им. М.Шкетана впервые за свою историю выехал на гастроли в Эстонию. Поставленные С.Кирилловой спектакли «Салика», «Аксар и Юлавий», «Моркинские напевы» были тепло встречены эстонским зрителем и получили высокую оценку специалистов.
В 1979 г. С.С.Кирилловой было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Марийской АССР».
Творческими вершинами её режиссерской деятельности стали спектакли «Оптимистическая трагедия» (1980) Вс.Вишневского и «Лир кугыжа» («Король Лир», 1984) В.Шекспира, также получившие отклик во всесоюзной прессе.
На протяжении своей деятельности С.Кириллова уделяла большое внимание подготовке актёрских кадров. При ней в труппу театра влились выпускники марийской студии ГИТИСа  (1985). Она смело выдвигала на главные роли молодых. Так, например, творческая биография актрисы М.Медиковой началась с исполнения главной роли в драме М.Рыбакова «Оза вате» («Хозяйка», 1985). С.Кириллова стала учителем и творческим наставником молодого режиссёра В.Пектеева, возглавившего театр им.М.Шкетана после её ухода в марте 1987 г.
В 1986 г. за заслуги в развитии советского искусства и многолетнюю плодотворную работу С.Кириллова была награждена орденом Дружбы Народов.
За время работы главным режиссёром Марийского государственного музыкально-драматического театра им. М.Шкетана ею поставлено более 30 спектаклей. И после ухода на заслуженный отдых С.Кириллова не порывала творческого сотрудничества с родным коллективом. Поставленный ею спектакль «Языкан йӱд» по пьесе Т.Уильямса «Трамвай «Желание» (1992) на театральном фестивале «Федерация — 92» (Чебоксары) получил высокую оценку жюри, а исполнительница роли Бланш Г.Иванова-Ямаева была удостоена специального приза.
Явлением в культурной жизни республики стала ее постановка поэтической драмы А.Ивановой «Арале мыйым, волгыдо Юмем!» («Храни меня, мой светлый Бог!», 1996), новаторского спектакля для марийской сцены.
В 1992 г. С.С.Кирилловой было присвоено почётное звание «Народный артист Республики Марий Эл».
В настоящее время С.Кириллова проживает в Санкт-Петербурге.

Спектакли, поставленные С.Кирилловой
в Марийском государственном драматическом
театре им. М.Шкетана

К.Коршунов «Кӱдырчан ӱжара» / Грозовое зарево, 1968 и 1977;
Б.Брехт «Вуянче ава ден шочшыжо-влак» /Мамаша Кураж и её дети,  1975;
М.Рыбаков «Морко сем» / Моркинские напевы, 1975;
К.Коршунов «Аксар ден Юлавий» / Аксар и Юлавий, 1975;
И.Юзеев «Ила мо шӱшпык чоныштет» / Не по злобе, 1976;
С.Николаев «Салика», 1976;
З.Каткова «А вуй ӱмбалне яндар кава…» / А над головой чистое небо…, 1977;
С.Иванов «Юл воктене» / На волжском берегу, 1977;
В.Бояринова «Овда» / Ведьма, 1979;
В.Регеж-Горохов «Кугезе муро» / Песня предков, 1979;
Вс.Вишневский «Оптимистический трагедий» / Оптимистическая трагедия, 1980;
Т.Миннуллин «Чодыраял Элыксандр» / Белая ворона, 1981;
С.Иванов «Ольош», 1981;
К.Коршунов «Корныеҥ» / Посторонний, 1982;
М.Рыбаков «Венгр рапсодий» / Венгерская рапсодия, 1983;
Р.Солнцев «Ялыш пӧртыльӧ чолга рвезе» / Возвращение первого парня, 1983;
В.Шекспир «Лир кугыжа» / Король Лир, 1984;
М.Рыбаков «Оза вате» / Хозяйка, 1986;
А.Николаева «Кӧ титакан?» / Кто виноват?, 1986;
К.Коршунов «Шарнет, Элиса?» / Помнишь, Элиса?, 1987;
К.Коршунов «Шӱм парым» / Долг сердца, 1988;
В.Регеж-Горохов «Почан шӱдыр» / Хвост кометы, 1989;
Т.Уильямс «Языкан йӱд» / Трамвай «Желание», 1992;
А.Иванова «Арале мыйым, волгыдо Юмем!» / Храни меня, мой светлый Бог!, 1996;
В.Филиппов «Шоҥго ӱдырын мурыжо» / Песня старой девы, 1998.


Литература о жизни и творчестве

Потапов Н. Сценыште аваж ден ӱдыржӧ (На сцене мать и дочь) // Марий коммуна. 1956. 8 янв.
Москвина К. Изинекак актриса (Актриса с детства) // Рвезе коммунист. 1963. 14 май.
Регеж-Горохов В. Илышын воштончышыж гаяк (Подобен зеркалу) // Марий коммуна. 1974. 13 нояб.
Поморцева Б. Катится фургон маркитантки // Театральная жизнь. 1975. № 21. С.12.
Георгина М. Куанле вашлиймаш (Радостная встреча) // Марий коммуна. 1976. 28 авг.
Колязин В. Великая капитуляция // Театр. 1978. № 4. С.41—44.
Поморцева Б. Искусство обновлённого края // Марийская правда. 1980. 6 нояб.
Регеж-Горохов В. Тӱҥ режиссер: С.С.Кирилловалан — 50 ий (Главный режиссер: С.С.Кирилловой — 50 лет) // Марий коммуна. 1982. 23 апр.
Регеж-Горохов В. Режиссер — спектакльын ик авторжо (Режиссёр — один из авторов спектакля) // Марий коммуна. 1986. 6 нояб.
Регеж-Горохов В. Главный режиссёр // Многоцветие радуги. Йошкар-Ола, 1987. С. 116—124.
Поморцева Б. Далёкое и близкое: Годы и люди // Марийская правда.  1987. 23 апр.
Поморцева Б. История в лицах и поколениях: Национальному театру — 75 лет// Марийская правда. 1995. 18 марта.
Регеж-Горохов В. «Мый пьесым ыштынем ыле изиш кеч порым» («Я хотела сделать пьесу хоть немного добрее») // Марий Эл. 1996. 12 март.
Кудрявцева А.  Мой трижды проклятый и… любимый театр // Марийская правда. 1997. 30 апр.
Кириллова С. Не спрашивай, по ком звонит колокол // Марийская правда. 1997. 14 мая.
Эсаулова С.  «Театр  — мыйын  суртем…»  («Театр — мой  дом…»)  // Кугарня. 1999. 18 май.

Поделиться ссылкой:

Top