Фестиваль «Йошкар-Ола театральная – 2021»

Критик В.Б.Федорова  — театровед, театральный критик, член редакционного совета журнала «Современная драматургия», главный редактор газеты «Вахтанговец» (г. Москва) о спектакле Театра Шкетана «Ший Пампалче», который был представлен на суд жюри фестиваля 20 марта.

Тезисно из выступления:

«Ший Пампалче» – это не драматический и не музыкальный спектакль. Это новоосваиваемая  театром форма…

Есть национальные корни, которые не вырубишь топором. Сегодня  идет процесс ощущения своей национальной принадлежности, это очень важно и необходимо для развития наций.  Если нация здорова, то происходит органичное соединение национального на уровне ДНК, какого-то внешнего облика прявлений, традиций  и процесса  европеизации. В этом невероятно красочном, наивно-романтическом и очень правильном спектакле это соотношение соблюдено.

Неверояно-красивая,оперно-балетная декорация, артисты в очень красивых костюмах. Это не пугающе, нет  кровавых рек, нет черепов. Все  это — образы. Искусство –это создание художественного образа. У вас это существует. Она принципиальная. Вы сразу договариваетесь со зрителем, что вы покажете сказку, красивую сказку. Вы  нас проводите по либиринтам мифа, поэтического предания, сказки и вы говорите: мы научим вас родину любить.

Главная героиня Пампалче — очень красивая и нежная, сдержанная, вначале в бело- красном, потом белом одеянии. Это олицетворение чистоты и красоты.  (Обращаясь к актрисе Марине Воронцовой). Вы ходите, и  у вас очень точные реакции, вы хороши и  трепетны, но  без жеманства, без нарочитого кокетства. Вы очень забавны, когда смеетесь над словами водяного,   потому что Вы  настолько  сильны внутренне, в Вас  есть чувство собственного достоинства, это национальное чувство во многом.  Вы чувствуете принцессой, королевой квинтэссенции народного женского характера, нежного, трогательного, но в то же время сильного характера женщины,  которая выдюжит, выдержит и вытянет семью и весь народ. У Вас нет кавалера, а его и не нужно  Вы — именно  женское начало, самодостаточное. Вокруг Вас мальчики все мужественные, потому что существует такая звезда, символ женского начала, в то же время конкретная и очень живая девушка. Она — свежесть, сила, умение помочь, умение противостоять. Нежность к отцу также не придуманная, не рассусоленная, не разбавленная, а достаточно строгая и чувствуется внутренняя связь.

Здесь очень много наивного. Но эта наивность делает убедительным Ваш спектакль. Взять  сцену с Сомом. Когда  плывет, он вызывает невероятное чувство.  Театр должен быть таким, он должен удивлять, восхищать, заставлять смеяться. У  вас все красиво.

Да, это сказка. Но, что парадоксально, в конечном итоге она выводит нас к очень важной и пафосной вещи. Про любовь к родине, про любовь к своей земле, про любовь к своему народу, про человеческие типажи, которые отражены в сказках и на которых мы должны учиться, про то, что мы забыли. Поэтому зал смотрел и слушал затаив дыхание, получал удовольствие оттого, что он принял условия игры. Вы так их выстроили, что вы заразили зрителя верой в этом предлагаемом обстоятельстве.

Постановщик (Роман Алексеев) очень давно и очень плодотворно  осваивает такой жанр музыкальной комедии, яркой, красочной в разных вариациях.   Здесь прослеживается органичное соединение  народно-национального эпоса. Не было особых приемов. Н эти наивные приемы дают веру, веру в вас, веру в предлагаемые обстоятельства.

Поделиться ссылкой:

© Шкетан театр - 2020

Top