(1912—1982), заслуженный артист РСФСР (1966), народный артист Марийской АССР (1952).
Родился 17 января 1912 г. в д. Ружбеляк (Ружплак) ныне Куженерского р-на РМЭ в бедной крестьянской семье. И.Якаеву выпало нелегкое детство: отец погиб во время империалистической войны, троих сыновей поднимала одна мать. Театром увлекся во время учебы в Староторъяльской школе крестьянской молодежи (1926—1929). После окончания ШКМ поступал в театральную студию при Марийском театре, но не был принят. Год проучился на подготовительном отделении Йошкар-Олинского педтехникума. В 1931—1935 гг. учился в Марийском областном техникуме искусств, на актерском отделении. В 1935 г., получив диплом актера драматического театра, поступил в труппу Маргостеатра, на сцене которого проработал более сорока лет.
Будучи учащимся техникума, И.Якаев участвовал в спектаклях «Чодыра завод» («Лесной завод», 1932), «Марий рото» («Марийская рота», 1934) С.Чавайна в постановке автора; «Шурно» («Урожай», 1933) М.Шкетана в постановке А.Маюк-Егорова и «Кӱдырчан йӱр» («Гроза», 1934) А.Островского в постановке Н.Станиславского. Первой ролью после окончания учебы стала роль молодого врача Степана в драме А.Корнейчука «Платон Кречет» (1935). Большое влияние на формирование творческой индивидуальности актера оказал режиссер Н.Станиславский.
В короткий срок И.Якаев стал репертуарным актером, играл практически во всех спектаклях театра. Начинал он как социальный герой и герой-любовник. В довоенный период им были сыграны роли Мотылькова (В.Гусев «Чап» / Слава, 1936), Вурма (Ф.Шиллер «Йӧратымаш да осал чоялык» / Коварство и любовь, 1938), судьи (А.С.Пушкин «Дубровский», 1937), Йывана (С.Николаев «18-ше ий» / 18-ый год, 1938), Васьки Пепла (М.Горький «Пундаште» / На дне, 1941) и др. Более ста раз выходил актер на сцену в образе Эчука, героя музыкальной комедии С.Николаева «Салика». Роли, сыгранные в разные годы И.Якаевым в этом спектакле, — Полатов (1938), Эчук (1939), Ози Кузи (1942), Сармаев (1956) — выдвинули его в число любимейших зрителем актеров.
В 1939 г. Президиум Верховного Совета МАССР учредил почетное звание «Заслуженный артист Марийской АССР». Первым его был удостоен И.Т.Якаев.
Творческий диапазон актера очень широк: от ролей гротескно-комических (тот же Сармаев) до ролей трагического звучания (Мачук — М.Шкетан «Ачийжат-авийжат!..» / Эх, родители!.., 1952), от звонкой буффонады (Казбек — А.Хугаев «Ватемын марийже» / Муж моей жены, 1969) до ролей драматических, сыгранных с большой внутренней силой (доктор Василий Васильевич — Б.Полевой «Чынжымак айдеме» / Повесть о настоящем человеке, 1959).
За время работы в театре актером было сыграно более ста пятидесяти ролей. Он был самобытен и органичен и в пьесах зарубежного классического репертуара: Меркуцио (В.Шекспир «Ромео и Джельетта», 1951), Аргант (Мольер «Чоялан чоя лектеш» / Плутни Скапена, 1957). Созданные им образы в русской драматургической классике отмечены глубоким раскрытием сути характера персонажа и точно отображенными внешними характеристиками: Никита (Л.Толстой «Пычкемыш лоҥгаште» / Власть тьмы, 1950), Дикой и Подхалюзин в пьесах А.Н.Островского «Кӱдырчан йӱр» («Гроза», 1955) и «Родо-шочшо улына — шотым муына» («Свои люди — сочтемся», 1963), Достигаев (М.Горький «Егор Булычов и другие», 1968) и т.д.
Особенно удавались И.Якаеву роли, в драматургии которых было заложено сочетание противоположных элементов: в комедийные роли, если позволял материал, актер привносил драматические ноты, а в роли психологические — лирико-комедийные интонации. Одной из самых ярких и сложных работ актера в плане сочетания острой характерности и психологической глубины решения является образ объездчика Епсея в музыкальной драме С.Чавайна «Мӱкш отар» («Пасека», 1956).
В 1952 г. И.Якаеву было присвоено почетное звание «Народный артист МАССР», а в 1966 г. — «Заслуженный артист РСФСР».
Одной из неотъемлемых сторон творческой индивидуальности актера является острый драматизм, раскрывающийся сложно и глубоко.
И.Якаев награжден орденом Трудового Красного Знамени (1951), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», Почетными грамотами Президиума Верховного Совета МАССР. И.Т.Якаев избирался депутатом Верховного Совета МАССР VII созыва (1967—1971).
И.Т.Якаев создал на общественных началах театральный музей, экспонаты которого были собраны и оформлены им самим. Много сил отдавал актер развитию художественной самодеятельности, оказывал шефскую помощь народным театрам республики.
Скончался И.Т.Якаев 20 ноября 1982 года.
Литература о жизни и творчестве
Ятманов Л. Маргостеатрын сценыштыже латныл ий. (Четырнадцать лет на сцене Маргостеатра) // Марий коммуна. 1949. 30 нояб.
Савельев С. Марий калыкын артистше (Народный артист) // Марий коммуна. 1954. 27 нояб.
Георгина М. Кумло ий театрын сценыштыже (Тридцать лет на сцене театра) // Ончыко. 1962. № 6. С. 110—111.
Степанов А. Кумло ий сценыште (Тридцать лет на сцене) // Марий коммуна. 1962. 22 нояб.
Горохов В. «Изи мӱкш» гыч тӱҥалын: РСФСР-ын заслуженный артистше И.Т.Якаевын шочмыжлан 50 ий темын (Начиная с «маленькой пчелки»: Заслуженному артисту РСФСР И.Т.Якаеву исполнилось 50 лет) // Марий коммуна. 1966. 1 февр.
Якаев Иван Тарасович // Театральная энциклопедия. Т.5. М., 1967. Стб. 1080.
Горохов В. Артист — общественник // Марий коммуна. 1967. 7 март.
Балашова Н. Несмотря на то, что старое живуче // Театральная жизнь. 1968. № 14. С. 20—22.
Иванова Н. Характерный артист // Марийская правда. 1969. 1 нояб.
Любимов В. Первый заслуженный // Марий коммуна. 1969. 18 нояб.
Якаев И. Вийна тыге пеҥгыдемын: Марий театрлан 50 ий (Так крепли наши силы: Марийскому театру 50 лет) // Марий коммуна. 1969. 29 нояб.
Поморцева Б. Создатель театральной летописи // Марийская правда. 1974. 24 февр.
Добронравова Л.В. Грани таланта // Добронравова Л.В. Творческие портреты марийских актеров. Йошкар-Ола, 1982. С. 37—50.
Регеж-Горохов В. Йӧратыме артист (Любимый артист) // Илышын вошончышыжо. Йошкар-Ола, 1994. С. 59—62.
Зайниев Г. Ик ӱмырыштӧ — шӱдӧ илыш (В одной судьбе — сто жизней) // Кугарня. 1997. 1 янв.
Иванов С.И. Оярле кумыл: Калык артист И.Т.Якаев нерген шарнымаш (Свет души: Воспоминания о И.Т.Якаеве) // Ончыко. 1999. № 10. С. 148—157.