Рязанцев Юрий Иванович

Рязанцев Юрий Иванович

Рязанцев Юрий Иванович (1940-1993),
народный артист Марийской АССР (1991),
лауреат Государственной премии РМЭ (1993, посмертно), поэт.

Родился 20 сентября 1940 г. в д. Котяминер (Изи Пумарий почиҥга) ныне Мари-Турекского района Республики Марий Эл. В 1954 г., окончив 7 классов Елеевской средней школы, поступил в Йошкар-Олинское педагогическое училище на отделение физического воспитания. После его окончания, с февраля 1959 г. по август 1960 г., работал учителем физкультуры в Елеевской средней школе. В 1960 г. поступил на актерское отделение Государственного института театрального искусства им. А.В.Луначарского, на курс Н.В.Чефрановой и П.В.Лесли. Получив диплом актера драмы и кино, в 1965 г. поступил в труппу Марийского государственного театра им. М.Шкетана, на сцене которого проработал всю свою жизнь.

Ю.Рязанцев – актер яркого дарования. От роли к роли, начиная с Папы Карло в дипломном спектакле студии «Шӧртньӧ сравоч» (А.Толстой «Золотой ключик», 1965), набирало силу его профессиональное мастерство. Среди первых созданных актером образов – Миклай (А.Асаев «Товатлыме куэ» / Клятвенная береза, 1967), Володя (А.Мирзагитов «Салтакын эргыже» /Сын солдата, 1968), Ямай (А.Волков «Алдиар», 1969) и др. Одной из значительных работ Ю.Рязанцева стала роль купца Вожеватова в «Бесприданнице» А.Островского («Кузыкдымо ?дыр», 1968). Оттолкнувшись от интересного внешнего рисунка роли, актер шел к раскрытию внутренних движений души своего героя.
В драме А.Кицберга «Вувер ӱдыр» («Оборотень», 1969) Ю.Рязанцев создал образ Маргуса, точно передав психологию слабовольного человека, беспомощного при разрешении трудных жизненных коллизий.

Экзаменом на творческую зрелость стала для молодого актера работа над ролью Золтана Щебёка (И.Шаркади «Йомдарыме пиал» /Потерянный рай, 1971). Спектакль получил высокую оценку жюри Фестиваля венгерской пьесы на советской сцене (1971) и был удостоен диплома Министерства культуры СССР.

Ю.Рязанцевым сыграно множество ролей в спектаклях национального классического репертуара – Микале (С.Чавайн «Илыше вӱд» / Живая вода, 1968), Вачук (Н.Лекайн «К?ртньӧ вий» / Жизненная сила. 1971), Мачук (М.Шкетан «Ачийжат-авийжат…» / Эх, родители!.., поста. 1970), урядник Сармаев и поручик Крутояров в пьесах С.Николаева «Салика» (1976) и «Комиссарын чапше («Честь комиссара, 1974) и др. Актер с успехом сыграл ряд разноплановых ролей классического репертуара: Эйлиф (Б.Брехт «Вуянче ава ден шочшыжо-влак» / Мамаша Кураж и ее дети, 1975), Пятеркин (М.Горький «Васса Железнова», 1976), Эдмонд (В.Шекспир «Лир кугыжа» / Король Лир, 1984) и др.

В 1979 г. Ю.Рязанцеву было присвоено почетное звание «Заслуженный артист Марийской АССР, а в 1991 – «Народный артист Марийской АССР».

О зрелом мастерстве актера, глубоком знании жизни и психологии нашего современника свидетельствовали созданные им образы в спектаклях по произведениям современных марийских драматургов: Чокий (В.Регеж-Горохов «Кугезе муро» /Песня предков, 1979), Илья Булыгин (М.Рыбаков «Оза вате» /Хозяйка, 1986), Миклай (К.Коршунов «Шӱм парым» / Долг сердца, 1988), Сидор (Л.Яндаков «Тулык ава» /Кукушка, 1989 и др. Этапными работами в творческой биографии актера стали роли Сарафанова в комедии А.Вампилова «Кугэрге» («Старший сын», 1990) и правдоискателя Савлия в фантасмагории М.Рыбакова «Мокмыр» («Похмелье», 1990).

В 1988-1990 гг. Ю.Рязанцев возглавлял литературно-драматургическую часть Маргостеатра им. М.Шкетана.

На протяжении всей своей жизни Ю.Рязанцев занимался самообразованием и много работал над собой. Он пробовал свои силы в режиссуре, поставил несколько спектаклей на сцене театра им. М.Шкетана – это сказка В.Бояриновой «Овда» (1979), комедии Вяч .Абукаева «Ушкал йомын огыл» («Корова не потерялась», 1985) и А.Кицберга «Ургызо Ыкх» («Портной Ыкх, 1993).

Страстная жажда творчества Ю.Рязанцева нашла воплощение в смежных с театром областях деятельности. В 1983 г. он сыграл небольшую роль в кинокартине В.Квирикашвили «Кто сильнее его?». Как актер, сценарист и режиссер он принимал непосредственное участие в создании марийских телевизионных спектаклей: «Йошкар оҥан кайык» («Красногрудая птица») С.Николаева, «Элнет» С.Чавайна, «Тургым» («Страда») Ю.Артамонова. Как поэт и исполнитель он внес большой вклад в развитие марийского поэтического театра.

Ю.Рязанцев широко известен в республике и как самобытный поэт. Писать стихи он начал еще в школе, на серьезное творчество его благословила поэтесса В.Бояринова в годы учебы в Москве. Стихам поэта Ю.Рязанцева присущи философская масштабность мысли, глубокий лиризм и чувство современности. Подборки его стихов печатались на страницах республиканских газет и журнала «Ончыко». В 1987 г. отдельным изданием вышел его поэтический сборник «…Шогем курнывожышто» («…Стою на перепутье века»). А в 2010 г. выпущена книга к 70-летию со дня рождения Юрия Рязанцева «Ӱмыржӧ айдемын – ош волгенче» («Жизнь человека – вспышка молнии»), куда вошли стихи, поэмы, песни, переводы его стихов на русский язык.

В 1993 г. Ю.И.Рязанцеву за высокое исполнительское мастерство и создание серии телевизионных и радиоспектаклей была присуждена Государственная премия РМЭ им. И.С.Палантая (посмертно).

 

 Яблоко и камень

Щедрость алых плодов с опустевших ветвей разроняла
И поблекшей листвой над иссохшей травой шелестит —
Тихий счастья остаток земле возвращая устало,
Одинокая яблоня возле дороги стоит.
И летит мое слово на крыльях седой непогоды,
Но неистовый ветер и дождь не осудит оно:
Разве нам исправлять сиротливую волю природы,
Если нам сокровенное слово
Найти не дано?

Наливные плоды от невзгоды храня и лелея,
К звездам тянется яблоня кроною в древнем краю.
Жизнедарное солнце вставало и меркло над нею
И дарило ветвям благодатную милость свою.
А теперь потемнела кора и листы облетают,
И лишь в яблочном шаре таятся тревога и страсть.
Скрип опавшей листвы мои кости почти повторяет —
Только сердцу не хочется
Яблоком алым упасть.

И летит моё слово в залитую солнцем долину,
Где под вечер луна раздвигает клубящийся мрак.
И у ног моих в яблоке спелом прогрыз сердцевину,
И на землю сползает тяжёлый зеленый червяк.
Он не хочет в тени отдохнуть, извиваясь змеёю,
И упругой пружиной стремится вперёд и вперёд.
И, как беркут, слежу я за ним, замирая порою,
И пытаюсь понять: что на этой земле его ждёт?

Но спешащих всегда поджидает на свете преграда:
В чистом поле — овраг, в светлой роще — поваленный ствол.
И червяк по земле распластался в извивах и рядом
С этим розовым яблоком камешек круглый нашёл.
Поглядел, удивился, отпрянул и снова качнулся,
Словно маятник в старых часах, содрогаясь чуть-чуть,
И холодного камня блестящей головкой коснулся,
С исступленным стараньем
Пытаясь прогрызть себе путь.

И вгрызался он в камень, не в силах с упорством проститься.
Облетела листва на ступени исчезнувших дней.
Червяка через миг унесла перелетная птица —
Лишь две круглых планеты остались в ладони моей.
И гляжу я на них — и ответа ищу, и совета,
Своим шагом прощальным прервать тишину не спеша.
В чем же смысл бытия:
В алом яблоке, в камешке этом?
И в каком из миров
Прорастет и воспрянет душа?

Юрий Рязанцев

Перевод Андрея Голова

 

ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ

Суровая штука — жизнь. Работаешь со своими друзьями как одна семья, мечтаешь о чем-то высоком и светлом, и вдруг… один за другим, они уходят и уходят. Уходят рано, полные сил и больших планов. Уходят, оставив о себе светлую память.
В шестьдесят пятом году прошлого века нас было шестнадцать — шестнадцать выпускников марийской студии при ГИТИСе имени Луначарского. Каждому из нас хотелось как можно скорей выйти на большую сцену и блеснуть своим талантом, завоевать сердца зрителей и стать звездами марийского театрального искусства. Если не звездами, то хотя бы занять достойное место среди корифеев марийского театра и продолжить их добрые дела.
Старшие артисты и руководство театра встретили нас как своих, обеспечив отде¬льными квартирами и интересной работой. И каждому из нас суждено было «сделать себя» по-своему, в меру своего таланта и сил. Если одни после первых же спектаклей просыпались знаменитостями, любимцами публики, такие как Галина Иванова (потом Ямаева), Валентин Петухов, Андрей Андрианов, Геннадий Копцев, Тамара Степанова, то другие долгое время еще оставались в стороне незаметными. Но и они «спали» до поры до времени. И сегодня шестеро из выпуска 1965 года заслужили самого почетного звания «Народный артист Республики Марий Эл», и один из них — Юрий Иванович Рязанцев.
Юру, Юрия Ивановича, я помню со времен вступительных экзаменов в ГИТИС. Тихий деревенский учитель физкультуры ничем не отличался от нас: ни ростом, ни особыми манерами поведения, лишь голос был, наверное, побархатистей да много читал. Особенно любил поэзию. В то время его любимым поэтом был Э.Межелайтис.
Режиссеры его не обижали, почти в каждом спектакле ему доверяли интересные роли, но чего-то в его игре не хватало для зрителей, хотя театроведы и критики всегда отзывались о нем, о его новой роли тепло и добродушно. Может поэтому он однажды решил уйти из театра, но, немного поработав на радио и телевидении, он снова вернулся в родные пенаты. Работа над радиопостановками и телефильмами преобразили его, его отношение ко всему — он стал критически относиться к творчеству не только коллег-друзей, но и к своему: появляется уверенность в себе, глубина мыслей, философское обобщение. Это отмечают критики, это отмечают зрители. В это время каждая его работа на радио и телевидении как чтеца, так и режиссера, становится добрым явлением, и сегодня все это является золотым фондом в духовной жизни республики. И поэзия его к этому времени приобрела яркую индивидуальность, философичность, что отмечали и московские товарищи. Ярким подтверждением этого является публикация подборок стихов Юрия Ивановича в центральных газетах и журналах. Но…
Но полет к вершинам творчества прервался рано: Юра ушел из жизни в расцвете сил… То, что он успел сделать за свой короткий век, будет учить нас светлому и доброму. Его прерванный полет продолжается в его стихах и постановках, и направлен он в наши сердца.

Василий РЕГЕЖ-ГОРОХОВ,
засл. арт. РСФСР, нар. арт. МАССР,
народный писатель РМЭ.

Поделиться ссылкой:

Top