Руссина Римма Арсентьевна

Руссина Римма Арсентьевна

народная артистка Марийской АССР (1977)

Родилась 13 ноября 1931 г. в д. Старое Крещено (Тошто Крешын) ныне Оршанского р-на РМЭ в крестьянской семье. Рано осталась без отца. В 1945 г. после окончания школы-семилетки поступила в фельдшерско-акушерскую школу, которую пришлось оставить из-за жилищных и материальных трудностей. В 1948 г. окончила сельхозтехникум и работала бухгалтером-инспектором Оршанского районного земельного отдела.

В 1949—1954 гг. в составе марийской студии училась в Ленинградском театральном институте им. А.Н.Островского, на курсе заслуженного деятеля искусств РСФСР Л.Ф.Макарьева. После окончания учебы поступила в труппу Марийского государственного театра им. М.Шкетана, на сцене которого проработала тридцать пять лет.

Первой работой на профессиональной сцене стала роль Любы в музыкальной комедии С.Антонова «Тумер ялын мурыжо» («Поддубенские частушки», 1955). Исполнение роли Павлины (А.Михайлов «Корнывожышто» / На перепутье, 1956) привлекло внимание режиссеров, критиков и зрителей и стало серьезной творческой заявкой молодой актрисы, создавшей в спектакле  яркий жизненный образ воинствующей мещанки. Роль Клавий в музыкальной драме С.Чавайна «Мӱкш отар» («Пасека», 1956), разрушив традиционное представление о классических амплуа, раскрыла большой драматический потенциал актрисы. Характер своей героини она показала в процессе становления. Обладая прекрасными вокальными данными, актриса раскрыла в песнях Клавий душу марийской женщины. «Пасека» с Р.Руссиной в главной роли шла на сцене театра почти четверть века.

За годы работы в Маргостеатре актриса сыграла более ста ролей. Эффектная сценическая внешность, врожденное чувство юмора, оптимизм и неповторимое обаяние Р.Руссиной снискали горячую любовь зрителей. Яркой страницей в творческой биографии актрисы стала музыкальная комедия С.Николаева «Салика». В постановке 1956 г. она сыграла задорную, неунывающую Марину. Позднее на многие годы в ее репертуар вошла роль Эчан вате, для создания которой Р.Руссина нашла сочные жизненные краски.

На сцене Маргостеатра Р.Руссина создала галерею образов сильных женщин. Впечатляющая творческая индивидуальность актрисы, органичность, умение использовать различные стилевые манеры наиболее полно раскрылись в спектаклях классического репертуара, в таких ролях, как Бернарда Альба (Ф.-Г.Лорка «Пачемыш пыжаш» / Дом Бернарды Альбы, 1977) и Глафира (М.Горький «Егор Булычов и другие», 1968). Одной из вершин творческой биографии актрисы стала роль Вассы Железновой (1976), героини одноименной пьесы М.Горького, поставленной в 1976 г. режиссером М.Сулимовым.

Отходя от внешних эффектов, актриса концентрировала внимание на раскрытии человеческих чувств и идейно-нравственных переживаний своих героинь. Таковы ее Варька (И.Карпенко-Карый «Пиалдыме» / Бесталанная, 1958), Верук (М.Шкетан «Эренгер», 1967), Сули (А.Волков «Алдиар», 1969), Танкабике (М.Карим «Тылзе петырналтме годым» / В ночь лунного затмения, 1972) и другие.

В 1969 г. за большой вклад в развитие марийского театрального искусства Р.Руссиной было присвоено почетное звание «Заслуженный артист Марийской АССР», а в 1977 г. — «Народный артист Марийской АССР».

В каждой роли, сыгранной Р.Руссиной, прочитывалась конкретная и в то же время типическая женская судьба, будь то Тамара Зверева (С.Чавайн «Элнет», 1965) или Орик (М.Шкетан «Ачийжат-авийжат!..» / Эх, родители!.., 1970), Лыстывий (М.Рыбаков «Салтак вате» / Солдатка, 1969) или Тамара Павловна (А.Асаев «Товатлыме куэ» / Клятвенная береза, 1967) и т.д.

Актриса создала ряд образов матерей, отмеченных большой жизненной правдой, внутренним драматизмом, разнообразием и яркостью красок: Васса и Бернарда Альба, Мария Павловна (С.Кайтов «Ава шӱм» / Сердце матери, 1966) и Пали (А.Волков «Пиалан шӱдыр» / Счастливая звезда, 1983), Серафима Павловна (С.Иванов «Ольош», 1981) и Зинаида Григорьевна (А.Симуков «Осал суксо-влак» / Днем с огнем, 1986) и т.д.

Работая над ролью, Р.Руссина часто становилась соавтором драматурга, наполняя создаваемый образ жизненной силой и наделяя его индивидуальными чертами.
Р.Руссина — одна из плеяды марийских актеров, достойно продолживших в своем творчестве лучшие традиции национальной сценической школы.
После выхода на заслуженный отдых актриса участвовала в спектаклях фольклорного театра Ю.Васильева, работала главным администратором Марийского ТЮЗа, щедро делясь своим богатым опытом с молодыми актерами.

Литература о жизни и творчестве

Георгина М.А. Спектакли по переводным пьесам в современном марийском драматическом театре // Вопросы марийского фольклора и искусства.  Вып. I.  Йошкар-Ола, 1977.  С. 74—90.
Георгина М. Марийский драматический театр: Страницы истории (1917—1978).  Йошкар-Ола, 1979.
Горохов В. Сценыште — кумло ий: МАССР-ын калык артистка Р.А.Руссинан шочмыжлан 50 ий (30 лет на сцене: Народной артистке МАССР  Р.А.Руссиной — 50 лет) // Марий коммуна.  1981.  21 нояб.
Георгина М. Рожденная для сцены // Марийская правда.  1981.  21 нояб.
Майоров  Ф. Илыш кугорно (Дорога жизни): Очерк // Марий коммуна. 1991. 19 нояб.
Иванов С. Непредсказуемое дарование // Марийская правда. 1991. 16 нояб.
Руссина Р.А. // Земля оршанская.  Йошкар-Ола, 1994.   С. 41—43.
Иванов С.И. «Театр айдеме чоным да илышым пойдарыше пеш кугу комбинат…» («Театр — это обогащающий душу и жизнь человека очень большой комбинат») // Марий Эл.  1998.  28 февр.
Иванов С.И. Талант корнышто ок почаҥ. Тудым кычалман. Мумек, перегыман (Талант на дороге не валяется. Его надо искать. Отыскав — беречь) // Кугарня.  1999.  5 нояб.
Руссина Р. Театр ждал своего режиссера // Марийская правда. 2000. 31 окт.
Крылов В. Марий Элын артистше-влак: Римма Арсентьевна Руссина (Артисты Марий Эл) / Ончыко.  2001.  № 11.  С.90—91.
Белкова С. «Ме йомакысе гай илышым иленна» («Мы прожили сказочную жизнь») // Марий Эл.  2001.  17 нояб.
Иванов С. Сцена — счастье и голгофа // Марийская правда. 2001.  22 нояб.

Сто ролей Риммы Руссиной

29 ноября 2011 года в Йошкар-Оле на улице Вознесенской, 108 открыта мемориальная доска, посвященная народной артистке МАССР Римме Руссиной.

Инициатива открытия мемориальной доски принадлежит Марийскому национальному театру драмы им. М. Шкетана, которому Римма Арсентьевна посвятила 35 лет своей жизни. За это время она сыграла на шкетановской сцене более 100 ролей. Вот что рассказал о Римме Арсентьевне заслуженный деятель искусств РСФСР Сергей Иванов, работавший главным режиссером театра им. М. Шкетана с 1958 по 1974 год: — Это была уникальная личность — во всех отношениях. Природа ее одарила эффектной внешностью, прекрасными вокальными данными. Она была очень легка на подъем, талантлива как актриса и как человек. И всегда первой приходила другим на помощь — очень отзывчивым человеком была. Дом у нее всегда был полон гостей. А когда Римма выходила на сцену — она становилась полновластной ее хозяйкой, и никто не мог оторвать от нее глаз. Отныне артистка навечно поселилась в доме № 108 на Вознесенской улице.

Поделиться ссылкой:

Top