Россыгин Илья Иванович

Россыгин Илья Иванович

Россыгин Илья Иванович (1918-1962),
народный артист Марийской АССР (1951).

Родился 24 июля 1918 г. в д. Большая Гора (Кугу Пӱнчер) ныне Сернурского р-на РМЭ в крестьянской семье. Рано осиротел, воспитывался в новой семье отца. В 1926 г. поступил учиться в Куськинскую начальную школу, затем перешел в Кужнурскую ШКМ, которую окончил в 1934 г. Будучи школьником, под впечатлением от спектакля Маргостеатра «Мӱкш отар» и игры актера Тимофея Григорьева, решил стать артистом.
В 1935 г. И.Россыгин поступил на театральное отделение Марийского областного техникума искусств, в 1939 г. окончил его и был принят актером в труппу Марийского государственного театра.
Осенью 1939 г. И.Россыгин был призван на службу в Красную Армию, в начале 1940 г. демобилизован по состоянию здоровья.
Первой ролью И.Россыгина стала роль подкулачника Япыка в драме С.Николаева «18-ше ий» («18-ый год», пост. 1939), затем были небольшие роли бурлака (С.Николаев «Вӱдшӧ йога» / Воды текут, 1940), матроса-анархиста (Н.Вирта «Мланде» / Земля, 1940) и др.
И.Россыгин — артист-комик, что называется, от Бога. Он был народным любимцем. Зритель шел в театр «на Россыгина». Артист всегда сожалел, что марийские драматурги не пишут ролей специально для комиков. И.Россыгин занимает особое место в истории марийского театра. При несценичной, в обычном понимании,  внешности, не сильном и немного хрипловатом голосе он обладал огромным сценическим обаянием и воздействием на зрительный зал, его появление на сцене буквально завораживало. Он умел на сцене быть разным, в каждой роли другим, все более интересным даже в рамках  одной и той же роли. Классическим в марийском театральном искусстве стал созданный им образ Терея (С.Николаев «Салика»), в этой роли актер выходил на сцену на протяжении почти двух десятков лет. В ней, как и в роли  Ӧрӧзӧя (С.Чавайн «Мӱкш отар» / Пасека, 1956), И.Россыгин был неповторим своей непосредственностью и импровизацией. Природа таланта актера была неразрывно связана с устно-поэтическим творчеством марийского народа.
В 1943 г. за развитие марийского театрального искусства И.Россыгину было присвоено звание «Заслуженный артист Марийской АССР».
Постоянными партнерами И.Россыгина по сцене были А.Страусова и Г.Пушкин. Их трио в музыкальной комедии Н.Арбана «Кеҥеж йӱд» («Летняя ночь», 1948) во многом обусловило долгую сценическую жизнь спектакля. Кум Одоким стал одним из ярчайших персонажей в галерее образов стариков, созданных И.Россыгиным. Далее были: Семен кугыза (А.Волков «Ксения», 1952), Митяй кугыза (А.Волков «Ӱдыр кумыл» / Сердце девичье, 1955), Мики кугыза (А.Волков «Илыш йолташ» / Подруга жизни, 1961) и другие образы стариков — носителей народной мудрости, доброты и юмора.
Персонажи И.Россыгина всегда имели точные социальные характеристики, например, купец (С.Чавайн «Акпатыр», 1956), председатель послевоенного колхоза Боровой (С.Антонов «Тумер ялын мурыжо» / Поддубенские частушки, 1955), деревенский люмпен Тымапий Чиманов (С.Николаев «Кугу толкын» / Большая волна, 1960) и др. Актер мастерски владел средствами сатирического обличения персонажа, о чем свидетельствуют такие его роли, как урядник Эпанаич (Н.Арбан «Янлык Пасет» / Черный Волк, 1944), наглый работник торговли Эшплатов (С.Николаев «Элнет серыште» / На берегу Илети, 1944), бобыль Кузяк (Н.Айзман «Кай, кай Йыванлан» / Выйди, выйди за Ивана, 1957) и др.
Немало ярких сценических образов создал И.Россыгин в спектаклях классического репертуара: московский мещанин Бальзаминов (А.Островский «Бальзаминов ӱдырым налеш» / Женитьба Бальзаминова, 1951), Бобчинский (Н.Гоголь «Ревизор», 1952), Митрич (Л.Толстой «Пычкемыш лоҥгаште» / Власть тьмы, 1950). В спектакле «Йоҥылыш комедий» (В.Шекспир «Комедия ошибок», 1949) И.Россыгин сыграл роль слуг-близнецов Дромио Эфесского и Дромио Сиракузского. Роль хозяев-близнецов Антифолов Эфесского и Сиракузского исполнил актер Степан Кузьминых. Блестящая игра актерского дуэта Россыгин — Кузьминых сделала происходящее на сцене близким и понятным марийскому зрителю. Высоко оценила критика и их игру  в драме А.Островского «Титакдыме титакан-влак» («Без вины виноватые», 1948): С.Кузьминых — Незнамов, И.Россыгин — Шмага.
В 1951 г. И.Россыгин был удостоен почетного звания «Народный артист Марийской АССР».
И.Россыгин обладал широким творческим диапазоном. Роль подпольщика-коммуниста Проценко (А.Фадеев «Рвезе гвардий» / Молодая гвардия, 1947) раскрыла глубокий драматический потенциал актера. Он был настоящим мастером сцены. Помимо дара импровизации обладал умением укрупнять роль, жить ее подтекстом, скупыми средствами передать мысли и чувства своего героя. Даже эпизодические роли И.Россыгина были запоминающимися, необезличенными.
И.Россыгин проработал в Маргостеатре им. М.Шкетана чуть более 20 лет. По масштабу и размаху талант актера был крупней и многогранней тех ролей, что доводилось ему играть на сцене. Это вызывало творческую неудовлетворенность.
Последней ролью актера стала роль бухгалтера Йогора в комедии П.Эсенея «Арва шеҥгек йога» («Мякина летит в сторону», 1961). Он создал образ опустившегося, запутавшегося в махинациях, пьющего человека, обнажив при этом  все слабости и противоречия его характера. Это была одна из самых интересных актерских работ И.Россыгина.
И.Россыгин с большой любовью и уважением относился к творчеству М.Шкетана. В фондах ГТРК «Марий Эл» хранятся записи юмористических рассказов в исполнении И.Россыгина. Актер тонко раскрыл национальное свое-образие характеров героев М.Шкетана, а также самобытность художественной манеры и стиля марийского классика, в произведениях которого юмор соседствует с глубоким драматизмом, а сатира высвечивает трагические моменты в жизни человека.
И.И.Россыгин скоропостижно скончался 2 января 1962 года.

 

Дядя Илюша

Воспоминания засл. деятеля искусств МАССР, нар. арт. РМЭ Сарры Степановны Кирилловой (публикуется с сокращениями)

Две маски – трагическая и комическая – являются с древних времен символом, принадлежностью театрального искусства. Сам театр —  отражатель сути происходящего, бурлящей вокруг жизни, в которой трагическое и комическое тесно сплетены. Будь одно трагическое, человечество взорвалось бы изнутри от стрессов, ужаса и абсурда!
Наверное, поэтому природа делает нам такие подарки, как Илья Иванович Россыгин. Марийская земля родила много талантливых людей, а это был поистине самородок. Король, гений смеха, любимец марийского зрителя. Сами артисты, товарищи по работе, а они это делают редко, признавались, что такие рождаются раз в сто лет.
Я обратила серьезное внимание на очень смешного дядю Илюшу, когда мне было лет пять-шесть. (…) Дядя Илюша – рыжий, конопатый, небольшого роста. На нем – модный костюм в клетку, шляпа, а на свой курносый нос он нацеплял пенсне. Илья Иванович был очень смешным и симпатичным одновременно. И еще его отличал своеобразный голос. Достаточно было ему сказать одно слово и «крякнуть» за кулисами перед выходом на сцену, как весь зрительный зал уже начинал хохотать и, безумно аплодируя, ждал появления на сцене любимого Россыгина. (… )
Да, дядя Илюша не был безгрешен в обыденной жизни. Много в нем было всякой всячины, казусов и недостатков. Но главное, подняться над всем этим и признать неоспоримый факт: он – Илья Россыгин – гениальный марийский артист. О нем нужно вспомнить только с благодарностью и добрым словом. Ведь он столько радости принес своему зрителю. Они от души радовались встречам с ним, забывая обо всех своих бедах. Правда, в его творческой биографии был такой случай.  Уже будучи известным и любимым, он пришел к главному режиссеру, ударил кулаком по столу и сказал: «Хватит!». Актер потребовал, чтобы ему дали серьезную драматическую роль, мол, надоело быть клоуном и только смешить людей. Режиссер исполнил его желание, и в одной из пьес, действие которой происходило в марийском селе, Илья Иванович получил роль серьезного, солидного секретаря парторганизации. Меня не было при этом. Я училась на режиссерском факультете в Ленинграде. Очевидцы мне рассказывали, что когда наступил день премьеры спектакля, мой дядя Илюша был великолепен: черный костюм, белоснежная рубашка, галстук, шляпа и портфель! Но… стоило ему выйти на сцену и произнести два слова – можно было закрывать занавес и отменять спектакль. В зрительном зале был гомерический хохот, и каждое слово моего бедного дяди Илюши воспринималось как самый смешной на свете юмор. Благо. Что это был уже не 37-й.
Да, это был великий комик, наделенный Богом этим даром! О некоторых знаменитых певцах говорят: «У него от природы поставлен голос». У Ильи Ивановича Россыгина от природы было поставлено чувство большой сценической правды, выразительности, обаяния. Он создал много ярких, незабываемых образов в спектаклях по пьесам наших марийских драматургов, но его Шмага в спектакле «Без вины виноватые» достоин отдельных слов…
Я видела несколько спектаклей по пьесе А.Н.Островского «Без вины виноватые» и, конечно же, фильм с А.К.Тарасовой. Но наш спектакль, поставленный в 1948 году режиссером А.Дюмоном, был, как мне кажется, лучший. К сожалению, кроме нашего марийского зрителя его никто не видел! Какие там были замечательные актерские работы! Степан Иванович Кузьминых в роли Незнамова – нервный, страдающий, прекрасный! Анастасия Тихонова в роли Кручининой была удивительной. И мой дядя Илюша в роли Шмаги… Можно было только удивляться, как этот не очень грамотный сельский паренек мог достичь и передать на сцене суть актерской профессии, ее философию, философию бесправного талантливого человека в искусстве. В этой роли он был не просто смешным комиком, он был до слез трагичным. Да, о дяде Илюше мало написано, потому что тогда он находился под негласным запретом. Но ведь он не нарушил главных заветов – не убил, не украл и не предал, поэтому мне было так необходимо его вспомнить. Напомнить об этом чуде, рожденном марийской землей.

Из книги Сарры Кирилловой «Наш театр». Йошкар-Ола, 2007.

 

Репертуар Ильи Ивановича Россыгина:

1938. С. Николаев. 18-ше ий / 18-й год.– Ярмак Япык
1939. С. Николаев. Салика.– Терей
1939. Н. И. Иванов. Ӱчӧ / Месть.  – Писарь
1940. С.Николаев. Вӱдшӧ йога / Воды текут. — бурлак
1940. Н.Вирта. Мланде / Земля. — матрос-анархист
1942. С. Николаев. Салика. – Терей
1943. В. Гусев. Москвичка.– Почтальон
1944. И.Смирнов. Асан ден Кансыл / Асан и Кансыл.– Эргывай
1944. Н. Арбан. Янлык Пасет / Черный Волк. – Эпанаич
1945. С.Николаев. Элнет серыште / На берегу Илети.– Парамон Ипатович Эшплатов
1946. Н.Арбан. Ӱдыр шӱм Сердце девичье.– Одоким
1947. А.Суров. Сталинград деч мӱндырнӧ / Далеко от Сталинграда.– Данило
1947. А.Фадеев. Рвезе гвардий / Молодая гвардия.– Иван Проценко
1947. Ф.Кравченко. Шокшо кеҥеж / Жаркое лето.– Харитон Силыч
1948. Н.Арбан. Кеҥеж йӱд / Летняя ночь. — Евдоким
1948. А.Островский. Титакдыме титакан-влак / Без вины виноватые. — Шмага
1949. А.Волков. Шочмо ялыште / В родном селе.– Лящков
1949. М.Шкетан. Мыскара пьеса-шамыч / Комедии.– Каритон
1949. В.Шекспир. Йоҥылыш комедий / Комедия ошибок. – Дромио
1950. Л.Левин. Слуга народа.- …
1950. А.Волков. Илыш ӱжеш / Жизнь зовет. –Семен
1950. И.Франко. Тумер лоҥгаште / В дубраве. – сторож
1950. Л.Толстой. Пычкемыш лоҥгаште» / Власть тьмы. — Митрич
1951. В.Шекспир. Ромео ден Джульетта / Ромео и Джульетта.– Петр
1951. С.Николаев. Мланде пеледеш / Земля цветет.– Ложкин Федор, счетовод
1951. А.Островский. Бальзаминов ӱдырым налеш / Женитьба Бальзаминова. – Бальзаминов.
1952. Н.Гоголь. Ревизор.– Петр Иванович Бобчинский
1952. Н.Арбан. Оляна. — Андрей
1952. С.Николаев. Ӱжара волгалтеш / Зарево.– Шовакин Савелий Созонович
1952. А.Волков. Ксения. – Семон
1953. О.Василев. Мландысе рай / Земной рай.– Бойко
1953. Н.Арбан. У муро / Новая песня.– Куганов Алексей Иванович
1954. С.Михалков. Рак-влак / Раки.– Лопухов
1954. Ялмари Йыван. Поро эр / Доброе утро.– Комаров
1954. С.Николаев. Салика.– Терей
1954. Н. Ильяков. Чодраште / В лесу.– Сергей Антоныч
1954. Н.Арбан. Янлык Пасет / Черный Волк.– Каври
1955. С.Антонов. Тумер ялын мурыжо / Поддубенские частушки.– председатель Боровой Василий Степанович
1955. А.Волков. Ӱдыр кумыл / Сердце девичье.– Митяй Кугыза
1955. А.Островский. Кӱдырчан йӱр / Гроза. — Кулигин
1956. Н.Арбан. Эртыше ӱмыл / Тени прошлого. – Темит
1956. Ялмари Йыван. Пиалым арален моштыман / Счастье надо беречь.– Матвеев Степан Петрович
1956. С.Николаев. Салика.– Терей
1956. С.Чавайн. Мӱкш отар / Пасека. — ?р?з?й.
1956. С.Чавайн. Акпатыр. — Купец
1957. М.Кильчичаков. Маска вынем / Медвежий лог.– Орамай-Ога
1957. Н.Арбан. Кеҥеж йӱд / Летняя ночь. — Одоким
1957. Н.Айзман. Кай, кай Йыванлан / Выйди, выйди за Ивана.- Кузяк
1957. С.Чавайн. Марий рото / Марийская рота. — Сопром
1957. Н.Ильяков. Иосиф Макаров.– Якорь
1958. И.Карпенко-Карый. Пиалдыме / Бесталанная.– 1-ше тулартыше
1958. Н.Арбан. Тулар ден тулаче / Сват и сваха.– Малашкин Юрий
1958. Б.Александров. Малиновкышто сӱан / Свадьба в Малиновке.– Попандопуло
1959. М.Стадник. Шучко вашлиймаш / Опасная встреча.– Панасюк А.С.
1960. С.Николаев. Кугу толкын / Большая волна.– Чиманов Трофим Тимофеевич
1961. А. Корнейчук. Платон Кречет.– Терентий Осипович Бублик
1961. П.Эсеней. Арва шеҥгек йога / Мякина летит в сторону.– Йогор

(И это не полный список его ролей…)

Литература о жизни и творчестве

Аникин П. Таланты // Марийская правда.  1947.  11 нояб.
Россыгин Илья Иванович // Театральная энциклопедия. Т. IV. М., 1965. Стб. 665.
Георгина М. Марийский драматический театр: Страницы истории (1917—1978).  Йошкар-Ола, 1979.
Москвин Ф. Талант орлаҥгым рӱзалтен (Качнув грозди таланта) // Илышын воштончышыжо. Йошкар-Ола, 1994.  С. 179—187.
Фадеев И. Илышыштат тудо весела лийын: Шӱдыр сескем мӱндыр гынат… (Он и в жизни был весельчаком: Хотя звезды и далеко…) // Марий Эл. 1993. 29 дек.
Зайниев Г. Воштылтыш он (Князь смеха) // Марий Эл. 1993. 24  июль.
Зайниев Г. «Артист лияш — кугу честь!» («Быть артистом — большая честь!»)// Кугарня. 1993.  23 июль.
Яндулова Н. Кто думал, что он станет артистом?: К 75-летию артиста-земляка И.Россыгина // Призыв.  1993.  13 июля.
Бурлаков В. Марий театр да Россыгин (Марийский театр и Россыгин) // Призыв.  1993.  20 июль.
Иванов С. Лӱмжӧ нигунам ок шапалге (Его имя никогда не померкнет) // Ончыко.  1994.   № 10.  С. 102—111.
Тойшева В. Модын веле огыл, роль дене илен: Артист Илья Россыгинын шочмыжлан 85 ий (Не только играл, жил ролью: К 80-летию со дня рождения И.Россыгина) // Марий Эл. 2003. 25 июнь.

{phocagallery view=category|categoryid=88|limitstart=0|limitcount=0|detail=3|displayname=0|displaydetail=0|displaydownload=0|displaydescription=0|displayimgrating=0}

Поделиться ссылкой:

Top