В среду, в Международный день театра, закрыл свой занавес 17-й по счету фестиваль «Йошкар-Ола театральная». На торжественном вечере в Академическом русском театре драмы им. Г.Константинова были оглашены его итоги.
Перед жюри, состоявшем из известных экспертов, стояла непростая задача – отсматривать и оценивать сценические работы профессиональных театральных коллективов Марий Эл в совершенно разных жанрах, поставленные за последний год. Вместе с критиками сопереживали происходившему на сцене, обсуждали, делились друг с другом мнениями зрители и журналисты. Интересно было составить свой личный рейтинг понравившихся (либо наоборот) постановок и после сравнить его с окончательным решением жюри. О том, как на протяжении этих десяти дней работалось экспертам, я спросил у члена жюри (бывшей йошкаролинки, ныне живущей в США, в г. Сиэтле), театрального критика Василины Мартемьяк.
— Как я понимаю, команда экспертов на нынешнем фестивале была создана, что называется «с колес», и многие из членов жюри не были друг с другом знакомы ранее?
— Да, лично мне с большинством коллег довелось встретиться на этом фестивале впервые. Лишь председателя жюри, Элеонору Германовну Макарову (заведующая кабинетом театральной критики СТД РФ – авт.), я знала раньше, а с Анной Константиновой из Санкт-Петербурга, Армине Оганесян из Москвы и вашим соседом из Чебоксар Сергеем Фишером мы познакомились только здесь.
— Насколько это было сложно – в течение короткого времени просматривать, воспринимать, каким-то образом «раскладывать по полочками» столь разноплановые спектакли?
— Нам пришлось очень трудно, а особенно мне: у нас ведь разница во времени 12 часов, и когда в Сиэтле ночь – здесь день. Мы работали как шахтеры, в последний день вообще пришлось отсмотреть целых три спектакля. Разумеется, сложно сравнивать оперу, балет, драму и т.д. Но у нас сложилась интересная команда, в которой были специалисты: Фишер — по музыкальной части, Армине и я – по драме, Анна Константинова очень хорошо владеет ситуацией в кукольном театре, а подводила итог нашим обсуждениям Элеонора Германовна. Мы доверяли своему чувству: когда в сердце зажигается огонек, ты чувствуешь, что перед тобой талантливое театральное произведение – тогда можно не задумываясь говорить о том, что хорошо, что плохо.
— Финальное голосование – как оно сложилось? Были ли вы с коллегами единодушны в вопросе, какой спектакль станет обладателем Гран-при фестиваля, или пришлось все же «поломать копья»?
— Разумеется, мы спорили по этому поводу. У нас было два главных претендента на первенство. Мы проголосовали, и с перевесом в один голос победил один из них…
Так какие же театральные работы, по мнению критиков, оказались наиболее талантливыми? Теми самыми двумя главными претендентами на первенство были балет «Корсар» и мюзикл «Юмынўдыр». И все-таки лучшим спектаклем была признана «Дочь Бога» от Марийского национального театра драмы им. Шкетана. Но, уступив в споре за Гран-при, яркая балетная постановка театра оперы и балета им. Э.Сапаева собрала наибольшее количество наград в различных номинациях (всего их более двадцати): «Лучшая режиссура» (Константин Иванов), «Лучшая сценография» (Борис Голодницкий), «Лучшая партия в балете» (Ольга Челпанова и Константин Коротков). Премию за лучшую партию в опере получил Дмитрий Романько (роль мамы Агаты в «Viva la mamma»). Наиболее талантливой актрисой драмы республики в нынешнем году критики признали Светлану Никитину (за исполнение роли Марпы в одноименном спектакле Марийского театра юного зрителя), а за лучшую роль в театре кукол премия была присуждена Владимиру Никитину (Дроссельмейер в спектакле «Щелкунчик» Республиканского театра кукол). Отрадно, что в солидном списке лауреатов фестиваля оказались не только лишь столичные театральные деятели: специальным призом жюри «Дебют» была отмечена актриса и режиссер Горномарийского театра драмы Ольга Искоскина, премию за выдающийся вклад в развитие театрального искусства получила Светлана Зотина, артистка этого же коллектива.
Алексей Мельчанов.
«Марийская правда», 30 марта 2013 г.