Османова Нина Григорьевна

Османова Нина Григорьевна

Заслуженная артистка Республики Марий Эл (1996)

Родилась 16 ноября 1947 г. в д.Мари-Китня (Марий Китня) ныне Мари-Турекского р-на РМЭ в крестьянской семье. После окончания  8 классов Мари-Турекской средней школы в 1963 г. поступила на театральное отделение Йошкар-Олинского культпросветучилища. В феврале 1967 г. была принята в труппу Маргостеатра им.М.Шкетана. Первой ролью молодой актрисы стала роль  Марины в комедии М.Рыбакова «Томаша» («Суета», 1967).
В 1969 г. Н.Османова поступила на актерское отделение Государственного института театрального искусства им.А.В.Луначарского, на курс профессора П.В.Лесли. После завершения учебы в 1974 г. поступила в труппу Марийского  государственного музыкально-драматического театра им.М.Шкетана.
Роли Н.Османовой в дипломных спектаклях курса — Чузаева (В.Иванов «Вашпижмаш» / Схватка), Наташа (В.Киршон «Суапле сплав» / Благородный сплав) — показали большой творческий потенциал молодой актрисы, ее темперамент и азартность.
Творческим экзаменом стала для Н.Османовой роль Альбины Нурминской в драме С.Николаева «Комиссарын чапше» («Честь комиссара», 1974). Избежав соблазна работать одной краской, она создала сложный образ врага в штабе революционеров, раскрыв при этом и несчастливую женскую судьбу героини.
Отражением творческого роста актрисы стала работа над ролью Рашели в спектакле режиссера М.Сулимова «Васса Железнова» (1976). Рашель — Н.Османова стала достойным оппонентом главной героини пьесы, роль которой исполнила Р.Руссина.
Н.Османова — актриса, тонко чувствующая и умеющая передать своей игрой жанрово-стилистические особенности драматургического материала. Актриса создала галерею драматических образов, убедительно и подробно раскрывающих различные женские судьбы — Адела (Ф.Г.Лорка «Пачемыш пыжаш» / Дом Бернарды Альбы, 1977), Сасканай (В.Регеж-Горохов «Кугезе муро» / Песня предков, 1979), Олика (М.Рыбаков «Чодыра мӱй» / Дикий мед, 1980), Люся (В.Распутин «Пытартыш кече» / Последний срок, 1987), Буркова (К.Коршунов «Шарнет, Элиса?» / Помнишь, Элиса?, 1987)  и др. Среди ролей этого плана особенно выделяется роль Комиссара в «Оптимистической трагедии» Вс.Вишневского (1980), в которой актриса раскрыла путь становления революционного лидера.
Убедительна и органична актриса и в комедийных ролях, о чем свидетельствуют такие образы, как Марина (С.Николаев «Салика», 1976), Елук (В.Регеж-Горохов «Почан шӱдыр» / Хвост кометы, 1989), Тамара (М.Рыбаков «Мокмыр» / Похмелье, 1990) и другие.
Заметной вехой в творческой биографии актрисы стала роль Женщины в комедии А.Гельмана «Скамейка» («Пиалем, ит кодо!..», 1988). Вместе с исполнителем роли Мужчины Г.Копцевым она передала гамму тончайших, психологически точно прорисованных и постоянно меняющихся чувств.
Н.Османова — мастер эпизода, актриса умеет и в небольшой сцене осветить судьбу своей героини, ярко обозначить индивидуальные и социальные характеристики: хозяйка (Б.Васильев «Ӱжара нӧлтмӧ годым» / А зори здесь тихие, 1986), «корова» (Н.Игнатьев «Савик», 1989) и другие.
В 1991 г. Н.Османова перешла на работу в Марийский ТЮЗ, где проработала до 2003 г. Основную работу она совмещала с педагогической деятельностью, в 1991—1999 гг. преподавала сценическую речь на театральном отделении Музыкального училища им. И.С.Палантая, а затем — Марийского республиканского колледжа культуры и искусств, выходила на сцену, играя в спектаклях вместе со своими учениками.
Н.Османова, актриса широкого творческого диапазона, в тюзовский период творчества перешла в основном на возрастные и характерные роли. К их числу можно отнести роли Унавий (С.Николаев «Айвика», 1991), Сидыр вате и Сапани (М.Шкетан «Эх, илышет, шеремет!..» / Эх, ты, жизнь наша!.., 1991), Оклина (Г.Гордеев «Пӧртыл, ӱдырем!..» / Доченька, вернись!.., 1994), Настачи (Г.Гордеев «Илаш гын илаш» / Жить так жить, 1995) и т.д.
Творческим взлетом и прорывом стал для актрисы моноспектакль «Чыган ӱдыр» по повести И.Митрофанова «Цыганское счастье» в постановке О.Иркабаева (1994). Это был вдохновенный рассказ о судьбе цыганки, нашедшей и потерявшей свое женское счастье.
В 1996 г. Н.Османовой было присвоено почетное звание «Заслуженный артист Республики Марий Эл».
Н.Османова обладает хорошими вокальными данными, с 2003 г. она является солисткой и режиссером фольклорного ансамбля «Аршаш».

Литература о жизни и творчестве

Османова Н. Руки матери // Театральная жизнь.  1977.  №8.  С.23.
Георгина М. Театрын ӱшандарыше вийже: Самырык артист-влакын творческий арняшт пыта (Обнадеживающая сила театра: Завершается творческая неделя молодых артистов // Марий коммуна. 1979. 11 май.
Георгина М. Актрисын пиалже (Счастье актрисы) // Марий коммуна. 1981. 19 дек.
Крылова Е. Героини Нины Османовой // Марийская правда. 1982. 27 марта.
Кульбаева Н. «Ме тӱрлӧ койышна дене оҥай улына» («Мы интересны тем, что разные») // Кугарня. 1991. 15 нояб.
Белкова С. Чон кана йӧратыме пашаште (Душа отдыхает на любимой работе) // Марий Эл.  1996.  6 апр.
Константинова Г. И стала Нина Сабиной // Марийская правда. 1997. 30 дек.
Османова Н. Актерын пӱрымашыже — режиссерын кидыштыже (Судьба актера в руках режиссера) // Марий Эл.  1997. 23 дек.
Ябердина И. «Пиалым калыкемлан тыланем» («Желаю счастья своему народу») // Кугарня. 1997.  19 дек.
Крылов В. Марий Элын артистше-влак: Нина Григорьевна Османова (Артисты Марий Эл) // Ончыко. 2001. №7.  С.78—79.
Алексеева Р. Актриса да мурызо семынат уста (Актриса и талантливая певица) // Марий Эл. 2002. 27 нояб.
Османова Нина Григорьевна // Кто есть кто в Марий Эл. Йошкар-Ола, 2002. С. 399.

Поделиться ссылкой:

Top