О Жизни, Смерти и Любви / Не бояться жить…

Совсем недавно в старейшем театре республики начался 103-й театральный сезон, и вот уже премьера. Да еще какая! Роман «Оскар и Розовая Дама» французского писателя Эрика-Эмманюэля Шмитта часто называют «маленькой книжкой с большим смыслом», поэтому неудивительно, что к этому произведению нередко обращаются театральные режиссеры во всем мире. Теперь эту команду пополнил и национальный театр им. Шкетана.

Не перестаю восхищаться открытостью, креативностью и смелостью коллектива Марийского национального театра драмы им. Шкетана! Ни руководство, ни артисты не зацикливаются лишь на национальной драматургии, они постоянно открыты для нового, не боятся предлагать зрителю необычные театральные постановки, необычные и по форме, и по содержанию. На этот раз давний друг «шкетановцев», актер и режиссер АРТД им. Г. Константинова Сергей Васин поставил в театре спектакль «Оскар и Розовая Дама» по одноименной повести французского писателя Шмитта. Название очень похоже на название сказки, но на этом все совпадения с легким, развлекательным жанром для детей заканчиваются. Правда, главные персонажи спектакля – это, действительно, дети. Точнее сказать, и дети тоже.

«Есть только миг…»

Шмитт написал эту повесть в начале 2000-х годов, и она сразу же стала практически бестселлером, потому что трудно написать книгу про умирающего мальчика и не скатиться в сентиментальность на грани пошлости. Писателю это удалось. Театральные мастера и в Европе, и в России неоднократно инсценировали это произведение, использовали разные формы и приемы. В БДТ им. Г.Товстоногова поставили моноспектакль с великой Алисой Фрейндлих, в других театрах обращались даже к жанру мюзикла, но какими бы театральными приемами ни увлекались режиссеры, затмить то, ради чего они берутся за такой материал, ничто не сможет. Новая постановка в театре им. Шкетана получилась и традиционной, и нестандартной одновременно. Одно то, что играют «Оскара и Розовую Даму» не на основной сцене, а в цех-зале, уже настраивает на особый лад: спектакль камерный во всех смыслах, поэтому зрители — это не просто сторонние наблюдатели, они постепенно включаются в действо, становятся его участниками.

Не скрою, что шла на премьеру с некой долей сомнения, потому что знала, о чем будет спектакль, знала, что история, рассказанная в повести, не просто грустная, она трагичная. Но имя режиссера-постановщика Сергея Васина давно стало для меня гарантией успеха: все, за что он берется, всегда профессионально, интересно и нестандартно. А главное, ему удается «не грузить» зрителей и даже о самом тяжелом говорить просто, легко, но не уводя от самой сути.

— Люди, живите и радуйтесь, цените каждый миг, отведенный вам! Мы должны успеть сделать много доброго, хорошего, светлого за жизнь, которая, в сущности, только мгновение. И не так важно, сколько тебе отведено, гораздо важнее это время потратить не зря. Главный герой за свои последние 12 дней сумел столько всего понять, принять, сделать, прочувствовать, сколько далеко не каждый из нас способен пройти за гораздо более длинную историю существования. Наверное, не нужно уж так сильно бояться смерти, нужно бояться пустой жизни, — поделился своими мыслями перед спектаклем Сергей Васин.

О чем и для чего

Десятилетний мальчик Оскар умирает от рака крови в клинике для тяжелобольных детей. Врачи, медсестры, сиделка-волонтер, которую все называют Розовой Дамой из-за цвета формы, редко навещающие сына родители — все очень по-доброму относятся к смертельно больному ребенку. И только сиделка, которую Оскар называет «розовой мамой», не намерена окружать своего любимца одной лишь жалостью. Когда однажды мальчик случайно узнает, что ему осталось жить всего 12 дней, Розовая Дама предлагает ему игру — писать каждый день письмо Богу и представлять, что день — это десять лет жизни. В этих письмах мальчик проживает насыщенную жизнь 110-летнего человека, трогательную и даже местами забавную. Успевает влюбиться в соседку, тяжелобольную девочку Пегги Блю, жениться на ней, познакомиться с тестем и тещей, помочь своему больному другу, помириться с родителями, понять, что есть Жизнь, Смерть, Вера, Любовь, и уйти из этого мира успокоенным и счастливым… И все это стало возможным благодаря Розовой Даме, то ли ангелу, спустившемуся с небес, то ли сказочной фее, то ли просто мудрой, пожилой женщине, которая придумала эту игру «Письма к Богу», наверное, не только для умирающего ребенка, но и для себя тоже…\

Бесконечное «Браво!»

Эту грустную и очень трогательную историю рассказали зрителям всего лишь пять актеров, трое из которых играют несколько персонажей. В образе главного героя Оскара очень органично смотрится артист Генрих Тимиряев. Его фактура, пластичность, эмоциональность, чувствительность и непосредственность уже с первых минут действия заставляют совершенно забыть о том, что персонажу всего лишь 10 лет!

У Генриха это первая большая роль, и, уверена, она станет для него знаковой! Артист выкладывается на все 100 процентов, он не играет, он живет и умирает по-настоящему. Розовую Даму исполнила народная артистка Республики Марий Эл Светлана Гладышева. Она стала для меня настоящим открытием! Настолько искренней и доверительной была ее работа, что все молниеносные порой «превращения» сиделки в фею, ангела, бывшую «воительницу» и обратно вызывали бурю эмоций. Ей веришь, ее хочется слушать, ее слышишь.

Перед заслуженным артистом России Олегом Кузьминых, заслуженной артисткой РМЭ Алиной Егошиной и артистом Алексеем Юнусовым стояла непростая задача: за считанные минуты успеть не только поменять костюмы, но и войти в образы совершенно разных по характеру персонажей. Хочется бесконечно повторять им «Браво!» за такую высокопрофессиональную работу, за те эмоции, которые они заставили пережить!

«Капля света»

Очень лаконичными и «говорящими» выглядят декорации, реквизит, использованный в спектакле. Стильное музыкальное и световое оформление только добавляет чувствительности происходящему. Не стоит думать, что «Оскар и Розовая Дама» получился тяжелым и мрачным. Нет! В постановке есть место и доброму юмору, но, смею уверить, что носовые платки все же понадобятся, особенно представительницам прекрасной половины человечества. Но слезы эти должны стать слезами просветления. Все герои этого произведения стремятся к свету и в финале действа при помощи фонариков делятся условно-реальными «каплями света» со зрителями, которые становятся не только эмоционально наполненными, но и получают шанс очередной раз о многом подумать.

Спектакль «Оскар и Розовая Дама» имеет возрастные ограничения 6+. Мне думается, что это неправильный выбор. Да, он про детей, но вопросы, которые в нем поднимаются, ребенок лет семи-девяти правильно оценить еще не в состоянии. Опыта маловато, настрой другой… Впрочем, может быть, я ошибаюсь. Но тем, кому «немного» больше лет десяти, я очень рекомендую посмотреть этот спектакль. Поверьте, он того стоит!

Источник: Газета «Марийская Правда» от 19 октября 2021 года.
Автор: Марина Оленева
Фото Валерия Тумбаева

Поделиться ссылкой:

© Шкетан театр - 2022

Top