Михайлова Мария Михайловна

Михайлова Мария Михайловна

(1920—2001)
заслуженная артистка РСФСР (1976),
народная артистка Марийской АССР (1969),
лауреат Государственной премии Марийской АССР (1977)

Родилась 25 января 1920 г. в д. Осиново (Шопкеял) Моркинского р на РМЭ в крестьянской семье. В 8 лет осталась круглой сиротой. В 1933 г., полгода проучившись на подготовительном отделении Моркинского педтехникума, поступила в Йошкар-Олинскую школу женского труда им. 8 Марта, которую закончила в 1936 г., получив специальность вышивальщицы. В том же году М.Михайлова поступила на балетное отделение Марийского музыкально-театрального училища. После двух с половиной лет учебы в связи с ликвидацией балетного отделения была переведена на театральное отделение. В годы учебы М.Михайлова увлекалась легкой атлетикой, выступала за спортивное общество «Динамо», была чемпионкой республики по бегу. В 1941 г. по окончании учебы поступила в труппу Марийского государственного драматического театра, на сцене которого проработала более сорока пяти лет.
В годы Великой Отечественной войны М.Михайлова делила с коллективом театра все невзгоды и радости трудного времени, участвовала в массовках и концертных программах, исполняла эпизодические роли. В числе первых ролей, сыгранных актрисой, такие роли: Тамара («У саска» / Новые плоды, 1941), Тайра («Шинелян ӱдыр» / Девушка в шинели, 1942), Оляна («Шочмо кече» / День рождения, 1947) в пьесах С.Николаева, Весна-красна (А.Островский «Лумӱдыр» / Снегурочка, 1946), Нина Иванцова (А.Фадеев «Рвезе гвардий» / Молодая гвардия, 1947), Раиса (А.Волков «Шочмо ялыште» / В родном селе, 1949) и др. С первых шагов на профессиональной сцене в работе актрисы наметилось тяготение к характерности.
Поворотной в творческой судьбе М.Михайловой стала роль Анисьи в драме Л.Толстого «Пычкемыш ло?гаште» («Власть тьмы», 1950), поставленной режиссером Е.Амантовым. В этой работе раскрылся драматический темперамент актрисы, четко определилась главная тема ее творчества.
М.Михайлова создала галерею неповторимых женских образов очень разных и по характеру, и по человеческой сути. Ее героини никогда не были схематичными, они жили в конкретных социально-исторических условиях, действовали согласно логике характера: таковы ее Анна Андреевна (Н.Гоголь «Ревизор», 1952), Огудалова (А.Островский «Кузыкдымо ӱдыр» / Бесприданница, 1968), леди Мильфорд (Ф.Шиллер «Йӧратымаш да осал чоялык» / Коварство и любовь, 1955), Василиса (А.Волков «Илыш йолташ» / Подруга жизни, 1961) и Янаш кува (трилогия М.Рыбакова об Онтоне, 1969—1972), Полина (А.Макаенок «Ме титаклена» / Трибунал, 1974) и т.д.
Порой сыгранная актрисой эпизодическая роль становилась зерном в раскрытии главной идеи спектакля, например, роль почтальонки военного времени Овоки в драме М.Рыбакова «Керемет корем воктене» («У чертова оврага», 1962) и другие.
Актриса обладала особой природной пластичностью, дополненной с годами профессиональным мастерством. В исполняемых ею по ходу спектакля танцах она раскрывала внутреннее эмоциональное состояние персонажа. М.Михайлова — актриса яркой формы, успешно игравшая как острохарактерные, комедийные роли, так и драматические.
В 1952 г. М.Михайловой было присвоено почетное звание «Заслуженный артист Марийской АССР», а в 1969 г. — «Народный артист Марийской АССР».
В 1968 г., показав спектакль «Егор Булычов и другие» режиссера С.Иванова, Маргостеатр им. М.Шкетана участвовал во Всесоюзном фестивале драматических и детских театров, посвященном 100-летию со дня рождения М.Горького. Исполнение М.Михайловой роли игуменьи Меланьи жюри фестиваля отметило Дипломом I степени. Жюри Всесоюзного театрального фестиваля (1970) отметило игру актрисы в роли Марии Львовны в драме Л.Рахтанова «Вургыжшо шӱм» («Беспокойная старость»). М.Михайлова была удостоена Диплома I степени Всесоюзного театрального фестиваля (1973) за исполнение роли Матери в драме К.Чапека «Ава» («Мать», 1973).
Этапной работой в творческой биографии М.Михайловой стала роль мамаши Кураж в спектакле С.Кирилловой «Вуянче ава ден шочшыжо-влак» (Б.Брехт «Мамаша Кураж и ее дети», 1975). Этот спектакль Маргостеатр им. М.Шкетана показал на Всесоюзном фестивале  драматургии ГДР, он был отмечен Дипломом лауреата, а исполнительница главной роли была награждена Почетными грамотами Министерства культуры СССР и ВТО. В роли мамаши Кураж раскрылось подлинно драматическое дарование актрисы, утверждающей на сцене правду высоких чувств и четкость гражданских позиций.
В 1976 г. М.Михайловой было присвоено почетное звание «Заслуженный артист РСФСР», в 1977 г. она стала лауреатом Государственной премии Марийской АССР в области исполнительского искусства.
Заметной вехой в творческой биографии актрисы является роль Марии-Хозефы в драме Ф.-Г.Лорки «Пачемыш пыжаш» («Дом Бернарды Альбы», 1977). В начале 80-х актриса создала такие запоминающиеся образы, как Мать (М.Хусаинов «Еҥ суртышто» / Белое платье моей матери, 1982), Ониса (А.Волков «Пиалан шӱдыр» / Счастливая звезда, 1983), Тимай кува (М.Рыбаков «Оза вате» / Хозяйка, 1985), тетушка Сарбика (Вяч. Абукаев «Ушкал йомын огыл» / Корова не потерялась, 1985) и другие.
М.Михайлова щедро делилась своим актерским опытом с молодыми.
Творчество актрисы освещалось на страницах всесоюзных театральных изданий. Она награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946), неоднократно награждалась Почетными грамотами Президиума Верховного Совета МАССР.
Скончалась М.М.Михайлова 4 октября 2001 года после продолжительной болезни.

Литература о жизни и творчестве

Гурьев Г. О спектаклях Марийского театра // Театр. 1951. №10. С.56—62.
Исаков К. Заслуженный артистка (Заслуженная артистка) // Марий коммуна. 1952.  22 нояб.
Георгина М. Артистическая зрелость // Марийская правда. 1970.  24 нояб.
Михайлова М. Кажне роль илыш (Каждая роль — это жизнь) // Марий коммуна. 1974. 1 янв.
Георгина М. Сарын кышаже (След войны) // Марий коммуна. 1975. 14 апр.
Георгина М. Сто ролей — сто жизней // Марийская правда. 1975.  18 апр.
Поморцева Б. Катится фургон маркитантки // Театральная жизнь. 1975.  № 21.  С.12.
Галютин Ю. «Пӱтынь илышем пуэм» («Отдаю всю жизнь») // Марий коммуна. 1976. 20 февр.
Георгина М. Спектакль звучит современно: «Дом Бернарды Альбы» в марийском драматическом // Марийская правда. 1977. 18 мая.
Георгина М.А. Спектакли по переводным пьесам в современном марийском драматическом театре // Вопросы марийского фольклора и искусства. Вып. I.  Йошкар-Ола, 1977. С.74—90.
Каледин В. Великая капитуляция // Театр. 1978. № 4. С.41—44.
Георгина М. Творческий тул огеш йӧрӧ (Не угасает творческий огонь) // Марий коммуна.  1982. 10 март.
Анисимов Э. Чылажат шинча ончылно (Все перед глазами) // Илышын воштончышыжо. Йошкар-Ола, 1994.  С. 202—204.
Михайлова М. Йывыртен шарналтем (Вспоминаю с радостью) // Ончыко. 1994. № 10.  С.11—14.
Ябердина И. Мария Михайловна Михайлова: Марий Элын артистше-влак (Артисты Марий Эл) // Ончыко. 2000.  №11. С.85.
Иванов С. Шӱдӧ утла рольлан илышым пуэн: Российын заслуженный, Марий Элын калык артисткыже М.М.Михайловалан — 80 ий (Дала жизнь более ста ролям: Заслуженной артистке России, народной артистке Марий Эл М.М.Михайловой — 80 лет) // Марий Эл. 2000. 2 дек.

Штрихи к творческому портрету

Сто ролей, сто жизней

Народная артистка Марийской АССР Мария Михайловна Михайлова впервые вступила на сцену театра, когда ей было всего 16 лет. В массовке тогда ее никто не заметил. Да и сама она еще не знала, по какому пути в жизни пойти. Училась в балетной труппе Марийского музыкально-театрального училища, успешно занималась спортом. Затем обстоятельства сложились так, что она определилась в драматическую труппу.
Профессиональной актрисой Мария Михайловна стала накануне войны и перенесла все невзгоды тяжелой поры вместе с поредевшим коллективом. Случайные режиссеры, на ходу подготовленные концертные программы и спектакли, может быть, не так много дали для творчества, но помогли приобрести жизненный опыт, закалили волю, научили повседневному, кропотливому труду работника искусства.
Роли сначала доставались ей самые невыигрышные, часто схематичные. Критика ее редко замечала. И все же с первых шагов на профессиональной сцене у актрисы наметилась полнокровная, сочная характерность. И как бы ни были однообразны роли М.Михайловой, она умела найти почти незаметные, неповторимые черты характера каждого персонажа. Оживали авторские схемы, становились личностями многие второстепенные роли в исполнении актрисы.
Играя Пӧклу («Черный волк» Н.Арбана), М.Михайлова пользовалась сатирическими красками в стиле грубоватой народной шутки. Ее старуха из «Алдиара» А.Волкова стала конкретным образом исторической эпохи. Жену владельца мельницы («Салика» С.Николаева) с ее властным взглядом и тяжелыми шагами не спутаешь со сходными ролями других спектаклей.
Интересными для нее всегда были образы из русской классики. Истинно комедийными приемами она представляла Анну Андреевну («Ревизор» Н.Гоголя). Актриса зло и откровенно смеялась над стареющей женщиной, готовой вступить в соперничество с дочерью. А роль Анисьи («Власть тьмы» Л.Толстого) для М.Михайловой стала поворотной в ее актерской биографии. Она впервые осваивала глубоко драматический материал. Актриса почувствовала свою тему. В этом спектакле раскрылся темперамент М.Михайловой, и ее Анисья предстала как сильная, страстная натура, искалеченная условиями жизни старой, патриархальной деревни.
После этого немало М.Михайлова играла и в слабых схематичных пьесах. Это влияло на ее творческое настроение. Но даже в такой обстановке в ней не ослабло критическое отношение к своей работе и деятельности всего коллектива марийского театра. Это важное в творческой жизни качество помогло актрисе преодолеть много трудностей на пути к мастерству, создать неповторимые образы женщин, очень разных по характеру, человеческой сути.
Бывало и так, что в исполнении М.Михайловой эпизодическая роль становилась как бы основной и раскрывала главную идею всего спектакля. Драма М.Рыбакова «У чертова оврага» в марийском театре была поставлена в стиле сентиментальной мелодрамы, которая не передала авторскую идею мужества и героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны.
Но в спектакле получился очень интересным образ почтальона Овоки, созданный Михайловой. Суровая, сдержанная лирика отличает эту работу актрисы. По глубине, по яркости выразительных средств – это один из лучших образов спектакля. Овока оказалась более героичной и романтичной, чем главные персонажи. Роль Овоки близка по внешней выразительности, по психологической глубине более поздним работам актрисы.
За последние десять лет М.Михайловой доверяли главные роли в постановках, характеризующих творческое лицо всего коллектива. В 1968 году в театрах страны проходил фестиваль, посвященный 100-летию со дня рождения М.Горького. Марийский спектакль «Егор Булычев и другие» отмечен жюри фестиваля дипломом II степени, а работы С.Кузьминых в роли Егора Булычева и М.Михайловой – игуменьи Меланьи удостоены диплома I степени. Высоко оценена также работа М.Михайловой в роли Марии Львовны в спектакле «Беспокойная старость» по пьесе А.Рахманова, которую театр готовил к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина. Диплом I степени М.Михайлова получила также за создание глубоко правдивого образа матери в постановке «Мать» по пьесе К.Чапека в 1973 году.
Каждая новая роль для М.Михайловой – это встреча с живым человеком, которого надо понять, объяснить его слова и поступки прежде всего себе, а потом уже представить зрителю. Период репетиций у актрисы всегда проходит с сомнениями и разочарованиями. Не было еще случая, чтобы М.Михайлова была довольна собой, упивалась успехом, если даже он был налицо. Она всегда в поиске, в творческом напряжении, никогда не успокаивается тем, что сделано.
Это можно сказать и о работе над такими новыми для марийской сцены образами, как Мать («Мать» К.Чапека) и мамаша Кураж («Мамаша Кураж и ее дети» Ю.Брехта). Две роли актриса сыграла совершенно разными сценическими приемами в соответствии с особенностями драматургии.
Произведения чешского писателя К.Чапека требуют подчеркнутого внешнего спокойствия и огромного внутреннего напряжения, камерного звучания роли в сочетании с глубокой внутренней патетикой. Все это нашла в себе М.Михайлова. Она донесла до зрителя гражданскую идею образа Матери, раскрывая ее личные, интимные чувства. Актриса все приглушила внешне. Скупы жесты и движения, по-бытовому просты и понятны ее чувства. Но быт здесь дан не ради иллюстрации, а как прием, углубляющий характер. Под этой внешней сдержанностью чувствуется активная внутренняя борьба, которая завершается победой светлого, разумного над мелким эгоизмом, который разъедает душу человека. В спектакле по пьесе К.Чапека М.Михайлова была настолько органична, что как будто никогда другой не была и быть не может.
И вот на сцене матушка Кураж. Изворотливая, ограниченная хищница, прославляет войну. Она ей выгодна. Размашистые жесты, двусмысленные позы, надрывный голос – все выдает в мамаше Кураж – М.Михайловой разнузданную в чувствах и поступках женщину. Вместе с этим в ее мамаше Кураж сохранились черты, сближающие ее с трудовым народом, — смекалиста, деятельная, остроумна и трудолюбива. Но все это она использует в узко личных, потребительских целях.
Михайлова создала образ яркий, впечатляющий, хотя несколько отличающийся от замысла Б.Брехта. Все принципы эпического театра немецкого драматурга вполне в возможностях М.Михайловой. Некоторые расхождения с драматургией у актрисы связаны с тем, что во всем спектакле марийского театра эпическая публицистика пьесы приглушена бытовой манерой игры артистов, которые выросли и воспитались на этой основе, им трудно на ходу освоить иные сценические принципы, иные стилевые приемы.
М.Михайлова многое сделала в роли мамаши Кураж, чтобы довести до зрителя основную идею произведения. И для актрисы, и для всего коллектива театра спектакль по пьесе Б.Брехта – безусловная творческая победа.
Эти две работы М.Михайловой граждански тенденциозны, как тенденциозно и партийно все искусство социалистического реализма. Они созданы мастером сцены, а потому тенденциозность не лежит на поверхности, зритель идет за актрисой, подхватывая и принимая ее мысли и отношение к образам.
В любой роли М.Михайлова умеет подать слова и мысли драматурга как свои собственные, жить жизнью героини так, что кажется: другой она никогда не была. А ведь актриса сыграла на марийской сцене более сотни ролей, значит, прожила, как свою, сто жизней. С уверенностью можно сказать, что Мария Михайловна Михайлова еще не раз порадует друзей марийского театра. У ней есть талант, обогащенный опытом, а главное – неугасимая творческая устремленность.

М.Георгина.

«Марийская правда». 18 апреля 1975 г.

Поделиться ссылкой:

Top