Митрофанова Мария Семеновна

Митрофанова Мария Семеновна

(1934—1995),
народная артистка Марийской АССР (1984)

Родилась 5 марта 1934 г. в д.Юва Красноуфимского р-на Свердловской области в крестьянской семье. Ей выпало трудное детство: в 1941 г. были репрессированы родители, освободившаяся из заключения в 1943 г. мать одна поднимала четверых детей. Певунья и активная участница деревенского драмкружка, она пробудила у дочери интерес к театру и художественной самодеятельности.
В 1950 г. после окончания Ювинской школы-семилетки М.Митрофанова поступила в ремесленное училище №3 г. Свердловска, после окончания которого несколько лет работала токарем на одном из Свердловских заводов, училась в вечерней школе рабочей молодежи. Получив аттестат о среднем образовании, приехала в Йошкар-Олу, поступила в Музыкальное училище им. И.С.Палантая. Во время учебы в  1960 г. она успешно сдала экзамены для поступления в марийскую студию ГИТИСа, но не была зачислена по возрасту. В марте 1961 г. М.Митрофанова была принята во вспомогательный состав Маргостеатра им. М.Шкетана.
В 1962 г. после окончания вокального и дирижерско-хорового отделений Музучилища продолжила работать в театре. Среди первых ее ролей были Отю (М.Рыбаков «Кок эрге» / Два  сына, пост. 1960), Майрук (С.Николаев «У саска» / Новые плоды, 1963), Ирина Боброва (К.Коршунов «Кӱрылтшӧ сем» / Прерванная мелодия, 1964) и другие.
В 1963—1968 гг. М.Митрофанова обучалась на заочном отделении актерского факультета Государственного института театрального искусства им. А.В.Луначарского, на курсе Н.В.Пажитнова и Н.С. Михоэлс.
Творческим экзаменом по окончании учебы стала для М.Митрофановой роль Вачук в драме К.Коршунова «Кӱдырчан ӱжара» («Грозовое зарево», 1968). Актриса создала сложный драматический образ женщины с опустошенной и озлобившейся душой. Ее героиня — марийская жена русского купца Голованова, утратив связь с родным народом и не утвердившись в жизни как личность, приходит к нравственной смерти.
Широкий творческий диапазон актрисы позволял ей успешно играть и драматические, и комедийные роли. В 70—80-е годы М.Митрофанова была одной из ведущих актрис театра лирико-комедийного и драматического плана. Она создала галерею ярких женских образов, наделив своих героинь конкретными, точно подобранными социально-психологическими характеристиками.  Исполняя роли так называемых отрицательных персонажей, актриса всегда отталкивалась от положительных черт характеров героинь, стремилась передать логику их поведения.
Сыгранные М.Митрофановой роли в спектаклях по национальной классике вошли в историю театра. В свое время актриса блестяще исполнила роль Марины, находчивой и неунывающей подруги Салики в музыкальной комедии С.Николаева. Исполнением роли молодящейся вдовушки Эчан вате она продолжила традиции первой исполнительницы этой роли А.Страусовой, найдя при этом свои краски для раскрытия образа. Более ста раз выходила актриса на сцену в этой роли. Трагическую судьбу солдатской вдовы и матери кантониста раскрыла М.Митрофанова в музыкальной драме С.Николаева «Айвика» (1982). Знание богатств марийского фольклора и народной жизни продемонстрировала актриса в образе Нени кува в драме М.Шкетана «Ачийжат-авийжат!..» («Эх, родители!..»,  1981). Колоритные, острохарактерные образы героинь одноактных комедий М.Шкетана Сидыр вате и Уляны создала актриса в спектакле «Мыскара кас» («Вечер комедии», 1978).
Большое место в творческой биографии актрисы занимают образы в произведениях современных марийских драматургов. Нередко, работая над ролью, она становилась соавтором драматурга, наполняя образ жизненной правдой, углубляя и раздвигая его рамки. Роли простых марийских женщин актриса играла с большой симпатией и теплотой: Кропи кува (М.Рыбаков «Томаша» / Переполох, 1985), Валентина Алексеевна (Л.Яндаков «Тулык ава» / Кукушка, 1989), Йыван вате (К.Коршунов «Шӱм парым» / Долг сердца, 1988), Марта (М.Рыбаков «Мокмыр» / Похмелье, 1990), старуха (Ю.Байгуза «Порсын лӱҥгалтыш» / Шёлковые качели, 1992) и др. Многим ее работам был присущ тонкий, мягкий юмор. Социальной и художественной глубиной отмечено исполнение ролей отрицательных персонажей, таких как, например, буфетчица Августа или Ониса в комедиях А.Волкова «Посана» («Соперницы, 1973) и «Пиалан ш?дыр» («Счастливая звезда», 1983).
Вершиной творчества М.Митрофановой по праву считается роль Серапи в трагикомедии М.Рыбакова «Эргымлан кузык» («Приданое для сына», 1988). Эта роль была создана драматургом с учетом творческой индивидуальности актрисы. В образе Серапи М.Митрофанова с большой силой раскрыла не только чувства преданной сыном матери, но и трагедию целого поколения, не сумевшего сохранить под натиском массовой культуры ценности народной жизни «по совести».
Играя в переводной драматургии, М.Митрофанова придавала созданным ею характерам особый национальный колорит, таковы в ее исполнении Шафак (М.Карим «Тылзе петырналтме годым» / В ночь лунного затмения, 1972), Гульжан (Ч.Айтматов «Шучко курык» / Восхождение на Фудзияму, 1980), Елена (Ш.Хусаинов «Еҥ суртышто» / Белое платье моей матери, 1982), Мирониха (В.Распутин «Пытартыш кече» / Последний срок, 1987) и другие.
М.Митрофанова сыграла ряд ролей классического репертуара, наиболее яркими среди них являются роли полковой утешительницы Иветты Потье (Б.Брехт «Вуянче ава ден шочшыжо-влак» /Мамаша Кураж и ее дети, 1975), безумной старухи Марии-Хозефы (Ф.-Г.Лорка «Пачемыш пыжаш» / Дом Бернарды Альбы, 1977), а также Реганы, дочери короля Лира в трагедии В.Шекспира («Лир кугыжа», 1984).
За время работы в Марийском драматическом театре им. М.Шкетана М.Митрофанова сыграла более ста ролей. Своим трудом актриса снискала искреннюю любовь зрителей.
В 1979 г. М.Митрофановой было присвоено почетное звание «Заслуженный артист Марийской АССР», а в 1984 г. — «Народный артист Марийской АССР». В 1991 г. она была награждена медалью «За трудовое отличие». Творчество актрисы получило освещение на страницах центральной прессы.
Скончалась М.С.Митрофанова 24 февраля 1995 года.


Литература о жизни и творчестве

Горохов В. Урал ӱдыр (Девушка с Урала) // Марий коммуна. 1968. 10 февр.
Горохов В. Усталык корнышто (На пути к мастерству) // Ончыко. 1969.  № 6.  С.92—97.
Калязин В. Великая капитуляция // Театр. 1978. №4. С.41—44.
Георгина М. В трудном поиске // Марийский драматический театр: Страницы истории (1917—1978). Йошкар-Ола, 1979. С. 99—170.
Георгина М. Але марте палыдымым каласкалаш (Раскрывать неизвестное) // Марий коммуна. 1984. 11 март.
Кульбаева Н. Жапын йодмыжлан кузе вашештен? (Как откликнулся на требование времени?) // Марий коммуна. 1987. 7 июль.
Георгина М. Кузе илет, марий вате? (Как живется, марийка?) // Марий коммуна. 1988. 5 март.
Ефимова Н. Продолжение темы // Театральная жизнь. 1989.  №2. С.19.
Георгина М. Сеҥымаш  шке ок тол (Победа сама собой не приходит) // Илышын воштончышыжо. Йошкар-Ола, 1994. С.230—233.
Молотова Т. Мемнан дечын эрелан каен сай чонан актриса (От нас навсегда ушла актриса с доброй душой) // Кугарня. 1996. 22 март.
Молотова Т. «Чонем, илышем театрлан пуэнам…» («И сердце, и жизнь отдала театру»: Из воспоминаний М.С.Митрофановой) // Ончыко. 1996. №12. С.130—132.

 

Поделиться ссылкой:

Top