Матвеев Иван Сергеевич

Матвеев Иван Сергеевич

МАТВЕЕВ ИВАН СЕРГЕЕВИЧ (1925—1994),
заслуженный артист РСФСР (1978),
народный артист Марийской АССР (1970)

Родился 16 января 1925 г. в д.Большое Пызаково (Кугу Пызак) Новоторъяльского р-на РМЭ в крестьянской семье. Рано осиротел, шестерых детей поднимала одна мать. После окончания школы-семилетки в 1939—1942 гг. учился в Новоторъяльском педучилище. В 1942—1945 гг. проходил службу в Красной Армии: окончил пехотное училище (г. Скопин), в боевых действиях не участвовал. После демобилизации в 1945 г. работал продавцом сельпо, воспитателем детского дома (ст. Тинская, Красноярский край).

В 1950 г. по направлению Управления по делам искусств при Совмине МАССР И.Матвеев поступил на 2-й курс актерского отделения Ленинградского театрального института им. А.Н.Островского, в мастерскую заслуженного деятеля искусств РСФСР профессора Л.Ф.Макарьева. В 1954 г. после окончания учебы был принят в труппу Марийского государственного театра им. М.Шкетана, на сцене которого актер проработал сорок лет, сыграв более ста ролей.

С первых ролей И.Матвеев определился как актер героико-романтического плана. Его сценическая биография связана с воплощением образов положительных героев, идейных борцов за счастье народа, людей справедливых и сильных. Создание подобных образов требует от актера особых сценических приемов раскрытия внутренней динамики характера, умения передать за внешней сдержанностью пульсирующую мысль. Мощный внутренний темперамент актера И.Матвеева раскрылся в образах вождя марийских повстанцев Акпатыра в одноименной драме С.Чавайна (1956), красноармейца Эчея (С.Чавайн «Марий рото» / Марийская рота, 1957), Иосифа Макарова, героя одноименной драмы Н.Ильякова (1957), бунтаря Сакара (М.Шкетан «Эренгер», 1967) и другие.

В 1960 г. за большой вклад в дело развития марийского театрального искусства И.Матвееву было присвоено почетное звание «Заслуженный артист Марийской АССР», а в 1970 г. — «Народный артист Марийской АССР».

Широкий творческий диапазон актера, владение различными стилевыми манерами игры обусловили создание на сцене ярких узнаваемых типов социальных героев: бесхитростных, простоватых деревенских парней — колхозный механик Аркадий (А.Волков «Илыш йолташ» / Подруга жизни, 1961), комбайнер Камаев (Н.Арбан «У муро» / Новая песня, пост. 1953) и др.; кулаков-мироедов — Самсонов Петр (С.Чавайн «Мӱкш отар» / Пасека), Ози Кузи (С.Николаев «Салика») и др.; плоть от плоти земли крестьян с нелегкими судьбами — Савлий (М.Шкетан «Ачийжат-авийжат!..» / Эх, родители!.., 1981), Муканай (С.Чавайн «Акпатыр», 1987) и другие.

Яркая индивидуальность актера способствовала творческим поискам современных марийских драматургов. Нередко он становился их соавтором, углубляя и раздвигая пространство роли, делая ее в рамках идеи пьесы и замысла режиссера более значительной и достоверной. К числу таковых относятся роли композитора Андрея Боброва («Кӱрылтшӧ сем» / Прерванная мелодия, 1964), Ялантая («Аксар ден Юлавий», 1975) — в пьесах К.Коршунова, Эшкинина («Тошто таҥ» / Старый друг, 1965), Карпова («Онтон», 1972) — в драмах М.Рыбакова, Пакия — в драме В.Регеж-Горохова «Кугезе муро» («Песня предков», 1979) и другие.

За годы работы в театре И.Матвеев создал множество сложных драматических характеров, каждый из которых индивидуален и самобытен. Не было ни одного этапного спектакля в репертуаре Маргостеатра, в котором бы не был занят (чаще всего в главной роли) И.Матвеев. В образе Имре Шебёка (И.Шаркади «Йомдарыме пиал» / Потерянный рай, 1971), пожилого венгерского интеллигента, актер подчеркнул богатство его внутреннего мира и неоднозначность личности. Используя особые приемы брехтовского театра, в образе священника он раскрыл моральное падение человека, сломленного войной (В.Брехт «Вуянче ава ден шочшыжо-влак» / Мамаша Кураж и ее дети, 1975). Актеру был созвучен и близок характер мудрого грузинского крестьянина Агабо Бокверадзе (О.Иосселиани «Орва кумыкталтын» / Арба перевернулась, 1985) и т.д.

В 1978 г. И.Матвеев был удостоен почетного  звания «Заслуженный артист РСФСР». Труд актера был отмечен Почетными грамотами Президиума Верховного Совета МАССР, Министерств культуры РСФСР и МАССР.

Такие роли, как Хозяин (А.Кицберг «Вувер ӱдыр» / Оборотень, 1969), Павлин (М.Горький «Егор Булычев и другие», 1968), Вожак (Вс.Вишневский «Оптимистическая трагедия», 1980), Илья (А.Пудин «Пыжаш» / Очаг, 1990), Король Лир в одноименной трагедии В.Шекспира (1984) и др. стали свидетельством таланта и зрелого мастерства актера.

Скончался И.С.Матвеев 30 апреля 1994 года после продолжительной болезни.

Литература о жизни и творчестве

Добронравова Л. Один из многих // Марийская правда. 1960. 6 марта.
Георгина М. Марийский драматический театр: Страницы истории (1917—1978). Йошкар-Ола, 1979.
Георгина М. Творческий тул огеш йӧрӧ (Не угасает творческий огонь) // Марий коммуна. 1982. 10 март.
Георгина М. Всегда в поиске // Марийская правда. 1982.  28 июля.
Поморцева Б. В горении страстей // Марийская правда. 1984. 26 апр.
Поморцева Б. Прозрение // Театральная жизнь. 1985. №7. С.7.
Георгина М. Путем познания героя // Марийская правда. 1985. 14 апр.
Георгина М. О?ай рольжо шуко (Много интересных ролей) // Илышын воштончышыжо. Йошкар-Ола, 1994. С.207—211.
Егошин Б. Гармония поиска // Сельская новь. 1995.  14 янв.
Иванов С. Марий театрын онар патырже (Онар-богатырь марийского театра) // Марий Эл.  2000.  15 янв.

Поделиться ссылкой:

Top