Макарова Раисия Васильевна

Макарова

Народная артистка Республики Марий Эл (2000)

Родилась 4 мая 1949 г. в д. Левый Малый Сернур (Изи Илешъял) Сернурского р-на РМЭ в крестьянской семье. После окончания школы работала заведующей сельским клубом, сезонной рабочей, окончила Семеновское СПТУ. В 1970 г. поступила на работу в Марийскую государственную филармонию артисткой хора Государственного ансамбля песни и пляски «Марий Эл». В 1971—1972 гг. училась на вокальном отделении Музыкального училища им. И.С.Палантая. В ноябре 1972 г. поступила в труппу Марийского государственного драматического театра им. М.Шкетана.

Р.Макарова — актриса яркого комедийного дарования, обладающая огромным сценическим обаянием. За время работы в театре ею сыграно около ста ролей. Есть в творческом арсенале актрисы ряд травестийных ролей: Павыл (О.Шабдар «Кориш», 1973), Саню (М.Рыбаков «Чодыра мӱй» / Дикий мёд, 1980), Петя (П.Эсеней «Янлык суд» / Суд зверей, 1982) и др. Музыкальность и хороший голос дали ей возможность с успехом играть в музыкальных спектаклях. Актриса создала галерею разнохарактерных образов современниц — Феня (П.Эсеней «Шуматкечын мончашке» / В субботу в баню, 1974), Наташа (Н.Арбан «У муро» / Новая песня, 1979), Ольга (К.Коршунов «Корныеҥ» / Посторонний, 1982), Галя (Н.Арбан «Тулар ден тулаче» / Сват и сваха, 1983), Марина (В.Абукаев «Ушкал йомын огыл» / Корова не потерялась, 1985), Лида (В.Гуркин «Кнагари-тывырдык» / Прибайкальская кадриль, 1998) и др.

Многие роли, сыгранные Р.Макаровой, отмечены сатирической заостренностью, метким народным юмором. Таковы её Огаптя (А.Волков «Оръеҥ мелна» / Свадебные блины, 1991) и комендант Сурманаева (М.Рыбаков «Эргымлан кузык» / Приданое для сына, 1988), Мамашева (М.Рыбаков «Мокмыр» / Похмелье, 1990) и Старуха (Ю.Байгуза «Порсын лӱҥгалтыш» / Шелковые качели, 1999), Васлича (Ф.Буляков «Ныл кувалан ик сӱан» / Выходили бабки замуж, 1991), Уляна (М.Шкетан «Мыскара кас» / Вечер комедии, 1978) и др.
Одной из самых ярких комедийных ролей Р.Макаровой по праву считается роль главной героини в комедии А.Чебанова «Проска кокай ӱдыржым марлан пуа» / Тетушка Прасковья дочку замуж выдает, 1991). Характер Проски-Макаровой — это причудливое переплетение положительных и отрицательных качеств: страсти приврать, посплетничать, незлобивости, хитрости и оптимизма.

Глубокое знание народной жизни определило правдивость и яркую характерность образов, созданных актрисой в спектаклях классического репертуара: сваха Фекла Ивановна (Н.Гоголь «Казе пазар» / Женитьба, 1994), Фелицата Антоновна и Матрена (А.Островский «Вараш кодшо йӧратымаш» / Поздняя любовь, 2000 и «Мом кычалат, тудымак муат» / За чем пойдешь, то и найдешь, 2000). В ролях Терей вате, Кузи вате (С.Николаев «Салика») и Ведаси (Н.Арбан «Кеҥеж йӱд» / Летняя ночь, 2000) актриса продолжила лучшие традиции своих предшественниц по роли А.Страусовой и Е.Сошниковой.

Р.Макарова — актриса широкого творческого диапазона, она с успехом исполняет и драматические роли: Тачана (А.Асаев «Ӱжара мурызо» / Певец зари, 1978), Людмила (М.Горький «Васса Железнова», 1976), Ведаса и Матра (М.Шкетан «Ачийжат-авийжат!.. / Эх, родители!.., 1981 и 1998), Варвара (В.Распутин «Пытартыш кече» / Последний срок, 1987), Оксина (М.Шкетан «Сардай», 1993) и другие.

Р.Макарова — мастер эпизода. Завершенностью и отточенностью характеризуются такие эпизодические роли, как просящая милостыню Изудыр (В.Регеж-Горохов «Кугезе муро» / Песня предков, 1979) и одинокая старуха Тимай кува (М.Рыбаков «Оза вате» / Хозяйка, 1986) и др.

В 1988 г. Р.Макарова была награждена нагрудным знаком Министерства культуры СССР и ВЦСПС «Отличник культурного шефства над селом». В 1995 г. ей присвоено почетное звание «Заслуженный артист Республики Марий Эл», а в 2000 г. — «Народный артист Республики Марий Эл».

Поделиться ссылкой:

Top