Top.Mail.Ru

Лебедев Филипп Осипович

Лебедев Филипп Осипович

(1913—1941), один из ведущих актеров Марийского государственного театра 30-х годов

Родился 22 августа 1913 г. в с. Шудасола (Шӱдысола) ныне Советского р на РМЭ в крестьянской семье. По материнской линии является родным племянником классика марийской литературы Я.П.Майорова-Шкетана. Рано осиротел. Учился в Поланурской начальной школе, воспитывался сначала в Кадамском детском доме, а в 1926—1929 гг. — в Оршанском. В 1929 г. после окончания Оршанской школы второй ступени поступил на химическое отделение Марийского индустриального техникума. В декабре того же года был зачислен в драматическую студию при Марийском государственном театре, которую окончил в 1931 г. Во время учебы играл в массовых сценах спектаклей театра. В 1930 г. вместе с труппой театра участвовал в I Всесоюзной олимпиаде театров и искусств народов СССР.

В 1932 г. самостоятельно поступил на актерское отделение Центрального техникума искусств (ЦЕТЕТИС, г.Москва), на курс заслуженного артиста РСФСР К.Зубова. Проучившись год, вернулся в Йошкар-Олу и продолжил учебу на актерском отделении Марийского областного техникума искусств, который окончил в июне 1935 г. Учился на курсе вместе с А.Тихоновой, Н.Конаковой, И.Якаевым, С.Савельевым и др. Учебу в техникуме совмещал с работой в Маргостеатре.

На становление творческой личности актера большое влияние оказали режиссеры К.Зубов, Н.Станиславский и Г.Иосселиани. Первой серьезной работой Ф.Лебедева стала роль Дикого (А.Островский «Кӱдырчан йӱр» / Гроза, 1934). Созданный им образ купца был социально правдив и колоритен. После этой роли о Ф.Лебедеве заговорили как о талантливом и перспективном актере.

Хорошей школой для молодого актера стала работа над ролью Платона Кречета в одноименной драме А.Корнейчука (1935) в постановке Н.Станиславского. По мнению очевидцев, Ф.Лебедев покорил всех тонкой, лишенной всякой внешней позы игрой, создав жизненный и убедительный образ современника. Ф.Лебедев играл роли разного плана. В историко-героической драме С.Чавайна «Акпатыр» (1935) он создал образ сподвижника народного вождя гусляра Паймыра, в комедии Н.Гоголя «Ӱдырым налмаш» («Женитьба», 1935) — Подколесина, а в драме В.Гусева «Чап» («Слава», 1936) он не только исполнил роль старого интеллигента Медведева, но и попробовал себя в качестве одного из режиссеров-лаборантов Н.Станиславского. Параллельно с актером В.Якшовым он работал над образом Жадова в комедии А.Островского «Доходан вер» («Доходное место», 1936). В инсценировке повести А.Пушкина «Дубровский» (1937) сыграл роль Архипа.

В апреле 1938 г. состоялась премьера музыкальной комедии С.Николаева «Салика» в постановке А.Маюк-Егорова. Ф.Лебедеву довелось стать первым исполнителем роли деревенского балагура и заводилы Чопая. Появление актера на сцене зрители встречали аплодисментами.

С мая 1938 г. по январь 1939 г. Ф.О.Лебедев работал младшим научным сотрудником секции литературы и фольклора Марийского научно-исследовательского института (ныне — МарНИИЯЛИ им. В.М.Васильева), затем вновь вернулся в театр.

Этапной работой Маргостеатра 30-х годов стал спектакль режиссера Г.Иосселиани по роману Н.Островского «Кузе вурс шуаралтын» («Как закалялась сталь», 1937). Роль Павла Корчагина в нем исполнил Ф.Лебедев, раскрыв при этом пафос революционной романтики и идейную убежденность своего героя.

Ф.Лебедев обладал даром перевоплощения. Неприметный в жизни, на сцене он разительно менялся. Его Арлекин (К.Гольдони «Коклазе-влак» / Бабьи сплетни, 1939) смешил до слез, брала за сердце раскрытая им трагедия музыканта Миллера (Ф.Шиллер «Йӧратымаш да осал чоялык» / Коварство и любовь, 1938), противоречия метущейся души раскрыл  актер в образе Франца Моора (Ф.Шиллер «Разбойники» / Разбойник-влак, 1939).

Одной из последних ролей Ф.Лебедева стала роль Нила в драме М.Горького «Мещан-влак» («Мещане», 1940) режиссера Г.Крыжицкого. В характере своего героя актер воплотил идею спектакля: хозяин тот, кто трудится. В драме С.Николаева «Вӱдшӧ йога» («Воды текут», 1940) актер сыграл роль бурлака Элексея.

Ф.Лебедев был человеком разносторонне одаренным. Под псевдонимом В.Тулыкан он публиковался на страницах республиканских газет, повествуя о жизни театра и о своей работе над ролями. Вместе с актером В.Якшовым он перевел на марийский язык драму К.Тренева «Любовь Яровая», изданную впоследствии отдельной книгой.

В 1940 г. Ф.Лебедев был призван на срочную службу в Красную Армию. Начало Великой Отечественной войны застало его в Эстонии. 12 июля 1941 г. он пал смертью храбрых, защищая Родину.

 

Его репертуар:

1934. А.Островский. Кӱдырчан йӱр / Гроза. — Дикой
1935. С.Чавайн. Акпатыр. – Гусляр Паймыр
1935. Н.Гоголь. Ӱдырым налмаш / Женитьба.- Подколесин
1935. А. Корнейчук. Платон Кречет.– Платон Кречет
1936. В.Гусев. Чап / Слава.- Медведев
1936. А.Островский. Доходан вер / Доходное место. — Жадов
1937. А. Пушкин. Дубровский.– Архип
1937. Н.Островский. Кузе вурс шуаралтын / Как закалялась сталь. – Павка Корчагин
1938. С.Николаев. Салика. – Чопай
1938. Ф.Шиллер. Й?ратымаш да осал чоялык / Коварство и любовь.- Миллер
1939. Н. И. Иванов. Ӱчӧ / Месть.  – Чикой
1939. Фр. Шиллер. Разбойник-влак /Разбойники.– Франц
1939. К. Гольдони. Коклазе-влак / Бабьи сплетни.– Арлекин
1939. Г. Ефруш. Тушманын кышаже / Вражий след.– Чолкай
1940. М. Горький. Мещан-шамыч /Мещане.– Нил
1940. С. Николаев. Вӱдшӧ йога / Воды текут.– Элексей

И если бы не война… сколько бы ролей еще было сыграно…

 

Литература о жизни и творчестве

Шкетан М. Мичун уке ачажат (У Мичу нет и отца: Рассказ) // М.Шкетан. Чумырен лукмо ойпого. Т. II. Йошкар-Ола, 1991. С. 88—102.
Лебедев Ф. Мыйын диплом пашам (Моя дипломная работа) // Марий коммуна.  1935.  29 июль.
Лебедев Ф. Платон Кречет гыч Медведевым ончыктымашке (От роли Платона Кречета к роли Медведева) // Марий коммуна. 1936. 11 сент.
Тулыкан В. Марий искусствышто вредительствым вашке пытараш (Скорее искоренить вредительство в марийском искусстве) // Марий коммуна. 1937. 16 окт.
Лебедев-Тулыкан Ф. Кушшо талант (Выросший талант) // Рвезе коммунист. 1938. 1 май.
Майоров Ф. Марий артист Ф.О.Лебедев // Марий коммуна. 1966. 7 янв.
Георгина М. Творческая зрелость // Георгина М. Марийский драматический театр: Страницы истории (1917—1978). Йошкар-Ола, 1978. С. 36—70.
Зайниев Г. Артист Филипп Лебедев // Ончыко. 1983. № 5. С. 101—105.
Зайниев Г. Майоровмыт тукым гыч (Из рода Майоровых) // Илышын воштончышыжо. Йошкар-Ола, 1994.  С. 128—137.
Чокмар Э. «Корнем раш коеш» («Свой путь вижу четко») // Кугарня. 1993. 20 авг.
Лебедев Ф.О. (1913—1941) // Земля оршанская. Йошкар-Ола, 1994. С. 39—40.

Поделиться ссылкой:

Top