«В ТЕАТРЕ СПАСЕНИЕ — ЭТО ПАРТНЕР»

 

ТАК СЧИТАЕТ ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРТИСТ РМЭ ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВ, НЕДАВНО ОТПРАЗДНОВАВШИЙ СВОЕ 65-ЛЕТИЕ

Многие знают Юрия Валерьевича не только как актера Театра им. М. Шкетана, но и как государственного служащего — более 10 лет он был консультантом по вопросам культуры и искусства в правительстве республики. 
Свой творческий путь Юрий Алексеев начал после окончания Моркинской средней школы. Однажды летом он увидел в газете «Марий коммуна» объявление о наборе юношей и девушек во вспомогательный актерский состав Театра им. М. Шкетана, и ему захотелось попробовать свои силы. Так деревенский мальчишка отправился покорять Йошкар-Олу, хотя до этого был в столице республики всего два раза: на экскурсии с классом и в поездке с дедом. Кстати, мальчик рано остался без отца и потому воспитывался матерью и дедом. 
ОТ ЧАСОВОГО ДО КУКЛОВОДА
«У служебного входа стояли молодые ребята, многие из них были учащиеся культпросветучилища, музыкального, студенты пединститута, — рассказывает Юрий Валерьевич. — До сих пор помню, как нас провели на 4 этаж, в репетиционный зал. Прочитал стихотворение, басню. Тогда был главным режиссером театра Сергей Иванович Иванов. Он попросил меня также сыграть этюд: представить, что я в лесу собираю ягоды — и вдруг змея. Я задумался: этюд… Но представил себе ситуацию и сыграл». 
После прослушивания режиссер сказал, что театр направит домой письмо, когда нужно будет приехать снова. Радостный юный Юрий вернулся домой и рассказал обо всем деду и маме. Но прошел месяц, второй, а письма все не было. Уже в октябре будущий артист набрался мужества и снова поехал в Йошкар-Олу. Пришел в театр, ему сказали, что он может пока выходить в массовых сценах, ходить на репетиции, но хорошо бы устроиться куда-нибудь на работу. На работу Юрий не устроился, а стал ходить на репетиции утром и вечером, а если были массовые сцены, то он выходил на сцену. За каждое участие в массовой сцене ему тогда платили 1 рубль 50 копеек, а в месяц массовых спектаклей было от силы три-четыре.
«Как-то готовили спектакль «Человек с ружьем» про Ленина, — вспоминает Юрий Алексеев. — Я был часовым и стоял как вкопанный весь спектакль. Это была сдача, на которой присутствовали представители СТД России и Минкультуры. Нужно было выстоять от начала до конца весь спектакль, причем два состава». К сожалению, постановку не приняли: в то время очень строго отсматривали театральные работы, где имел место образ Ленина, и не все доживали до премьеры. 
Первые два-три месяца Юрий находился в таком подвешенном состоянии, а потом в один прекрасный день супруга актера Аркадия Орлова Роза Рыбакова, игравшая в Театре кукол, предложила перейти к ним: в театре отказался работать один из молодых актеров, и нужно было срочно найти кого-то, кто бы смог работать в марийском составе. «Можно сказать, что трудовую деятельность начал именно в Театре кукол», — говорит Юрий Валерьевич: в трудовой книжке появилась соответствующая запись. 
ДРУГАЯ СРЕДА И ВЕЗЕНИЕ
В Театре кукол Юрий проработал год, а потом решил поступить в культпросветучилище, правда, на специальность «режиссер народных театров» — актерского отделения тогда еще не было. «Мне повезло, — говорит Юрий Алексеев, — после окончания Московского института культуры режиссер народного театра Александр Николаев с супругой набирали в училище свой курс в первый раз. Я благодарен, что учился там: нам давали режиссуру, музыкальную грамоту, клубное дело, наглядную агитацию и т. д. За год Николаев с меня снял артиста-кукловода. Он «строгал» меня до упора, подначивал: «О, артист! Вышел артист! Что вы делаете? А ну-ка!» Я очень ему благодарен за это». 
А потом набирали в национальную студию при Институте театрального искусства им. А.В. Луначарского в Москву (теперь это ГИТИС). Это был второй набор в студию, до этого ее окончили такие актеры, как В. Горохов, Г. Ямаева, В. Саввина, Ю. Рязанцев, Г. Копцев, А. Андрианов. Руководителем по актерскому мастерству был Платон Лесли, он выпускал и первую студию. 
«Я считаю, чтобы выучиться профессиональному искусству, нужно учиться в Москве или Санкт-Петербурге, — говорит Юрий Валерьевич. — Там совсем другая среда. Когда я работал в Театре кукол, почувствовал, что нужно обязательно учиться. Потом училище, и опять везение, что меня приняли мастера из Москвы. Когда поступил в ГИТИС, до 3 курса все время думал, что меня могут исключить, очень старался». 
КАК РАБОТАЕТСЯ С СЫНОМ-РЕЖИССЕРОМ
Через пять лет Юрий Алексеев уже с супругой вернулся в Йошкар-Олу. Главным режиссером в театре уже была Сарра Кириллова. С ней были выпущены такие спектакли, как «Мамаша Кураж», «Король Лир», «Оптимистическая трагедия». 
Работая над текстом, он не зубрит роль и текст почти не учит: для него важнее взаимоотношения с партнером в той или иной сцене, важнее понимать смысл того, что он должен ответить в диалоге. «В театре спасение — это партнер, — говорит Юрий Валерьевич. — Если ты бросил партнера или партнер тебя, то это все». А еще актер любит импровизацию и не представляет работы над ролью без нее, естественно, в пределах постановки, чтобы не перетянуть, как говорится, одеяло на себя, но при этом выстроить свою роль от и до. 
На вопрос, как ему работается с сыном-режиссером (Роман Алексеев сейчас главный режиссер Театра им. М. Шкетана), Юрий Валерьевич отвечает: «Я выстраиваю свою роль, и если ему не нравится, тогда он должен подсказать, как и куда. Но мы все равно приходим к единству, без этого никак. Конкретно о театре, о спектакле мы ведем разговор только в театре. Это было его желание, и я поддержал. Он артист и режиссер. Он ищет, а где-то уже нашел свою дорогу». 
ВЗЫСКАНИЕ ОТ ПРЕЗИДЕНТА
Не менее важной вехой в жизни актера была работа консультантом в правительстве республики по вопросам культуры и искусства. 
«Для меня было важно, чтобы не закрыли ни одно учреждение республики: ни клуб, ни библиотеку, ни тем более профессиональный театр, — рассказывает Юрий Валерьевич. — Я был ответственным секретарем по государственным языкам республики, по государственным премиям, по молодежной премии им. Олыка Ипая. При президенте Кислицыне, помню, даже получил взыскание, которое потом сняли». 
А дело было так: в одном из поселков в Мари-Турекском районе заслуженный агроном РФ захотел, чтобы там построили культурный комплекс. А денег на это не было, и Юрий Алексеев написал отказ. «Этот заслуженный агроном РФ был знаком с Кислицыным, — говорит актер. — И меня через некоторое время пригласили на ковер, пришлось приготовить распоряжение президента, чтобы выделить средства из резервного фонда. Какую-то сумму смогли выделить, но в итоге тот проект так и заглох, и через определенное время выговор с меня был снят». 
«Мне была интересна эта работа, — признается Юрий Алексеев. — До сих пор помню, как в юбилей Пушкина заказали полное собрание его сочинений для библиотек. Практически бесплатно раздали во все районные библиотеки. Я даже не смел оставить экземпляры в библиотеке Общественно-политического центра или администрации президента, было важнее, чтобы они были в районах». 
По мнению Алексеева, очень важно, чтобы в той или иной сфере управлял человек знающий, а тот факт, что сейчас в вузах готовят будущих управленцев, ничего не дает, потому что они не знают отрасль, в которой им потом придется работать, или имеют о ней поверхностное представление. 
Сейчас Юрий Валерьевич пенсионер, но продолжает выходить на сцену. В его репертуаре на данный момент такие спектакли, как «На всякого мудреца довольно простоты», «Дочь Бога» и другие. 
Ирина СУВОРОВА
Газета «Йошкар-Ола», № 34 от 2 сентября 2014 года