(1930 — 2023)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969),
Заслуженный деятель искусств Марийской АССР (1963).
С 1958 по 1974 гг. главный режиссер Марийского государственного драматического театра им. М.Шкетана.
Родился 20 октября 1930 г. в д. Ильнетуры (Элнеттӱр) ныне Волжского р на РМЭ в крестьянской семье. После окончания Помарской средней школы в 1947 г. поступил на актерское отделение Музыкально-театрального училища им. И.С.Палантая (г.Йошкар-Ола). Во время учебы участвовал в массовых сценах спектаклей Маргостеатра, играл эпизодические роли. В 1951 г., окончив училище с отличием, поступил на режиссерский факультет ГИТИСа им. А.В.Луначарского, на курс народного артиста СССР Ю.А.Завадского. Во время учебы получал именную стипендию. В 1956 г. закончил институт с отличием. Дипломной работой С.Иванова стала постановка драмы А.Михайлова (Юзыкайна) «Корнывожышто» («На перепутье»).
В сентябре 1956 г. С.Иванов поступил очередным режиссером в Марийский государственный театр им. М.Шкетана, в апреле 1958 г. был назначен главным режиссером.
Приход в театр молодого режиссера по времени совпал с реабилитацией классика марийской литературы С.Чавайна и других выдающихся деятелей национальной культуры. В 1956 г. С.Иванов приступил к постановке пьес «Мӱкш отар» («Пасека») и «Акпатыр», на которых выросло и сформировалось марийское сценическое искусство. Режиссер стремился дать новое прочтение драматическому материалу. Для многих актеров, таких как И.Матвеев (Акпатыр), И.Якаев (Пекеш Сави), Р.Руссина (Клавий), К.Коршунов (Мичи), И.Россыгин (Ӧрӧзӧй) работа в этих спектаклях стала заметной вехой в творческой биографии.
На посту главного режиссера театра С.Иванов вел неустанную и кропотливую работу с марийскими драматургами. При нем с первыми произведениями выступили К.Коршунов («Илыш корнышто» / На жизненном пути, 1960), М.Рыбаков («Кок эрге» / Два сына, 1960), П.Эсеней («Арва шеҥгек йога» / Мякина летит в сторону, 1961), А.Асаев («Товатлыме куэ» / Клятвенная берёза, 1967), В.Регеж-Горохов («Канде кайык» / Синяя птица, 1971) и др. Не сходили с репертуара театра и пьесы признанных драматургов – С.Николаева, А.Волкова и Н.Арбана.
В творческом содружестве с драматургом М.Рыбаковым (автором инсценировок) С.Иванов вывел на подмостки национальной сцены героев романов «Элнет» (1965) С.Чавайна, «Эренгер» (1967) М.Шкетана и «Кӱртньӧ вий» («Железная сила», 1971) Н.Лекайна.
В 1963 г., проделав колоссальную подготовительную и организационную работу, С.Иванов осуществил постановку первой национальной оперы композитора Эрика Сапаева «Акпатыр».
В 1963 г. С.Иванов был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств Марийской АССР», а в 1969 г. за заслуги в области советского театрального искусства ему было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
В репертуарной политике С.Иванов стремился сочетать произведения национальной драматургии с пьесами авторов из братских республик, именно тогда в репертуар Маргостеатра им. М.Шкетана прочно вошли спектакли по переводным пьесам. К числу творческих удач режиссера могут быть отнесены спектакли «Пиалдыме» («Бесталанная», 1958) И.Карпенко-Карого и «Чынжымак айдеме» (инсценировка «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого, 1959), «Вувер ӱдыр» («Оборотень», 1969) А.Кицберга. Огромной любовью зрителей пользовалась комедия чувашского драматурга Н.Айзмана «Кай, кай Йыванлан» («Выйди, выйди за Ивана», 1957 и 1971), которая за четверть века была показана около 600 раз.
В 1965 г. труппа Маргостеатра пополнилась 17 выпускниками марийской студии ГИТИСа, что значительно расширило творческие возможности театра. Формирование актерской индивидуальности таких ярких мастеров, как Г.Иванова-Ямаева, В.Горохов, А.Андрианов, Г.Копцев, Ю.Рязанцев, А.Орлов, В.Саввина, В.Петухов, Т.Степанова, Л.Комарова и др., началось под непосредственным руководством С.Иванова. С годами творчество актеров данного поколения стало знаменательным этапом истории марийского театрального искусства.
В 1968 г. на Всероссийском фестивале театров, посвященном 100-летию со дня рождения М.Горького, спектакль Маргостеатра им. М.Шкетана «Егор Булычов и другие» был удостоен Диплома I степени. Жюри высоко оценило режиссуру С.Иванова и игру актеров С.Кузьминых (Егор), Г.Ивановой (Шурка), М.Михайловой (Меланья), Р.Руссиной (Глафира) и других.
В 1970 г., показав спектакль С.Иванова «Вургыжшо шӱм» («Беспокойная старость») по драме Л.Рахманова, театр участвовал во Всесоюзном театральном фестивале, исполнитель роли профессора Полежаева С.Кузьминых был удостоен Диплома II степени.
В 1971 г. Маргостеатр принял участие во Всесоюзном фестивале венгерской пьесы. Спектакль режиссера С.Иванова «Йомдарыме пиал» («Потерянный рай») по пьесе венгерского драматурга Имре Шаркади, а также исполнительницы роли Миры Г.Иванова и Л.Комарова были отмечены Почетными грамотами Министерства культуры СССР, а Министерство культуры и образования Венгерской Народной Республики наградило марийского режиссера памятной медалью.
Постановкам С.Иванова были присущи яркая зрелищность и пышная театральность. Любимыми жанрами режиссера были социально-бытовая драма и музыкальная комедия. Вместе с тем С.Иванов пробовал себя в постановках пьес иных жанров и стилей, стремился к освоению богатых традиций театра и драматургии других народов.
Во время пребывания С.Иванова на посту главного режиссера Марийского музыкально-драматического театра была заложена традиция летних гастролей в районы компактного проживания марийского населения в Башкирии, на Урале и в Свердловской области. Начиная с 1956 г., Марийский театр ежегодно гастролирует там.
Во время работы в театре С.Иванов сыграл ряд драматических ролей в спектаклях разных лет, среди которых Мичи (С.Чавайн «Пасека»), Полатов и Атавай (С.Николаев «Салика» и «Айвика»), Огородников (И.Попов «Еш») и др. Кроме того, он озвучил более 150 ролей при дублировании художественных фильмов на марийский язык.
В 1965—1967 гг. С.И.Иванов избирался депутатом Йошкар-Олинского городского Совета депутатов трудящихся (X созыв). В 1974 г. С.Иванов ушел из театра на преподавательскую работу. В 1982—1998 гг. был директором Музыкального училища им. И.С.Палантая. В 1990 году, когда в нем было открыто актерское отделение, стал художественным руководителем курсов, готовивших актёров для Республиканского горномарийского драматического театра, отдав много сил и души воспитанию молодых.
Перу С.Иванова принадлежат три пьесы: драмы «Юл воктене» («На волжском берегу», 1977) и «Ольош» (1981) шли на сцене театра им. М.Шкетана, драма «Шергаш» («Кольцо», 1993) была поставлена на сцене Марийского ТЮЗа. С.И.Иванов опубликовал ряд статей, воспоминаний и творческих портретов выдающихся мастеров марийской сцены.
В настоящее время С.И.Иванов находится на заслуженном отдыхе. Ведет большую общественную работу.
Спектакли, поставленные С.Ивановым в
Марийском государственном драматическом театре им. М.Шкетана
А. Михайлов «Корнывожышто» / На перепутье, 1956;
С.Чавайн «Мӱкш отар» / Пасека, 1956, 1967 и 1972;
С.Чавайн «Акпатыр», 1956;
Н.Айзман «Кай, кай Йыванлан» / Выйди, выйди за Ивана, 1957 и 1971;
С.Чавайн «Марий рота» / Марийская рота, 1957;
Н.Ильяков, Г.Матюковский «Иосиф Макаров, 1957;
И.Карпенко-Карый «Пиалдыме» / Бесталанная, 1958;
Н.Арбан «Тулар ден тулаче» / Сват и сваха, 1958;
Б.Александров «Малиновкышто сӱан» / Свадьба в Малиновке, 1958;
Ялмарий Йыван «Вич йолташ» / Пятеро друзей, 1959;
М.Стадник «Шучко вашлиймаш / Опасная встреча, 1959;
Н.Гоголь «Май йӱд» / Майская ночь, 1959;
Б.Полевой «Чынжымак айдеме» / Повесть о настоящем человеке, 1959;
Ю.Петухов «Талукышто коло сӱан» / Двадцать свадеб в год, 1960;
М.Рыбаков «Кок эрге» / Два сына,1960;
С.Николаев «Кугу толкын» / Большая волна, 1960;
И.Смирнов «Асан ден Кансыл» / Асан и Кансыл, 1961;
А.Волков «Илыш йолташ» / Подруга жизни, 1961;
И.Соболев «Озаже» / Хозяин, 1961;
З.Ганина «Ик бригадыште» / В одной бригаде, 1962;
С.Николаев «Айвика», 1962;
А.Волков «Оръеҥ мелна» / Свадебные блины, 1962;
В.Шекспир «Веронысо кок рвезе» / Два веронца, 1963;
С.Николаев «У саска» / Новые плоды, 1963;
Н.Арбан «У муро» / Новая песня, 1964;
А.Волков «Шошо мардеж» /Весенний ветер, 1964;
К.Коршунов «Кӱрылтшӧ сем» / Прерванная мелодия, 1964;
С.Чавайн «Элнет», 1965;
Д.Суптель «Эҥер лӱшка» / Шумит Днепро, 1965;
С.Николаев «Салика», 1966 и 1973;
С.Кайтов «Ава шӱм» / Сердце матери, 1966;
А.Волков «Каче-влак» / Женихи, 1966;
М.Шкетан «Эренгер», 1967;
А.Мирзагитов «Салтакын эргыже» / Сын солдата, 1968;
М.Горький «Булычов Йогор да молат» /Егор Булычов и другие, 1968;
Н.Арбан «Ош пеледыш» / Белый цветок, 1968;
С.Чавайн «Илыше вӱд» / Живая вода, 1968;
М.Рыбаков «Салтак вате» / Солдатка, 1969;
А.Кицберг «Вувер ӱдыр» / Оборотень, 1969;
А.Волков «Алдиар», 1969;
М.Рыбаков «Кинде» / Хлеб, 1970;
А.Рахманов «Вургыжшо шӱм» / Беспокойная старость, 1970;
М.Шкетан «Ачийжат-авийжат!..» / Эх, родители!.., 1970;
И.Шаркади «Йомдарыме пиал» / Потерянный рай, 1971;
Н.Лекайн «Кӱртньӧ вий» / Железная сила, 1971;
М.Рыбаков «Онтон», 1972;
Э.Сапаев «Акпатыр»: Опера, 1963.
Художественные произведения С.Иванова
Юл воктене (На волжском берегу): Драма // Ончыко. 1979. № 3. С.8—43.
Ольош: Драма // Ончыко. 1979. № 3. С. 45—73.
Шергаш (Кольцо): Драма // Ончыко. 1994. № 5. 93—134.
Статьи и воспоминания
Ручеёк, превратившийся в реку // Театральная жизнь. 1967. № 14.
Театрын вийже: Марий театрлан пел курым (Сила театра: Марийскому театру полвека) // Ончыко. 1969. № 6. С. 67—71.
Театр, калык, пагыт (Театр, народ, эпоха) // Марий коммуна. 1971. 17 янв.
Уым шочыктен, тоштым уэмден (Создавая новое, обновляя старое) // Илышын воштончышыжо. Йошкар-Ола, 1994. С. 162—178.
Лӱмжӧ нигунам ок шопалге (Его имя не померкнет никогда: И.И.Россыгин)// Ончыко. 1994. № 10. С. 102—111.
«Театр — айдеме чоным да илышым пойдарыше пеш кугу комбинат…» («Театр — это большой комбинат, обогащающий душу и жизнь человека…») // Марий Эл. 1998. 28 февр.
Марий сценын чолга шӱдыржӧ (Немеркнущая звезда марийской сцены: С.И.Кузьминых) // Ончыко. 1999. № 3. С. 159—175.
Талант корнышто ок почаҥ. Тудым кычалман. Мумек, перегыман. (Талант на дороге не валяется. Его надо искать. Найдя, беречь: Р.А.Руссина) // Кугарня. 1999. 5 нояб.
Мастар еҥын пашаже эре ушышто (У талантливого человека на уме всегда работа: М.Н.Сапожникова) // Кугарня. 1999. 10 дек.
Оярле кумыл: Калык артист И.Т.Якаев нерген шарнымаш (Светлая душа: Воспоминания о народном артисте И.Т.Якаеве) // Ончыко. 1999. № 10. С.148—157.
Марий театрын Онар патырже (Онар-богатырь марийского театра: И.С.Матвеев) // Марий Эл. 2000. 15 янв.
Тудо марий театрын чапше лийын (Она составила славу марийского театра: А.Г.Страусова) // Марий Эл. 2000. 28 окт.
Шӱдӧ утла рольлан илышым пуэн (Дала жизнь более ста ролям: М.М.Михайлова) // Марий Эл. 2000. 2 дек.
Актриса — кызытат калык чонышто (Актриса и сейчас в душе народа: Л.А.Булычева) // Марий Эл. 2001. 28 июль.
Театрым юмын вер семын ужын, аклен (Она боготворила театр: А.Т.Тихонова) // Марий Эл. 2001. 18 авг.
Сцена — счастье и голгофа: Р.А.Руссина // Марийская правда. 2001. 22 нояб.
Шӱшпык йӱкан актриса (Актриса с соловьиным голосом: М.Т.Романова)// Марий Эл. 2003. 7 март.
Тошто Торъял гыч театр шӱдыр (Театральная звезда из Старого Торъяла: Г.М.Пушкин) // Марий Эл. 2002. 23 март.
Тыге «Чодыра сем» шочын (Так рождалась «Лесная легенда») // Марий Эл. 2003. 15 март.
Литература о жизни и творчестве
Георгина М. В трудном поиске (1953—1978) // Марийский драматический театр: Страницы истории (1917—1978). Йошкар-Ола, 1979. С.99—170.
Волков А. Марий театрын мастарже (Мастер марийского театра) // Марий коммуна. 1980. 19 окт.
Волков А. Марий искусствын мастарже (Мастер марийского искусства) // Марий коммуна. 1990. 20 окт.
Филиппов А. Шӱм-чоным пуэн (Отдавая душу) // Ямде лий! 1990. 20 окт.
Галютин Ю. Эреак чеверын илаш ӱжынат: Сергей Иванович Ивановлан таче 70 ий темеш (Всегда звал жить красиво: Сегодня С.И.Иванову исполняется 70 лет)// Марий Эл. 2000. 31 окт.
Илибаева М. «Пиалан жапыште ыштенам» («Я работал в счастливое время»)// Кугарня. 2000. 20 окт.
Руссина Р. Театр ждал своего режиссера // Марийская правда. 2000. 31 окт.
Иванов Сергей Иванович // Кто есть кто в Марий Эл. Йошкар-Ола, 2002. С. 223.
Воспоминания актрисы Риммы Руссиной к 70-летию заслуженного деятеля России и РМЭ С.Иванова.
В феврале 1954 года к нам в Ленинград, в театральный институт им.Островского, где я училась тогда на 5-м курсе актерского факультета у профессора Леонида Федоровича Макарьева, приехал на практику студент из Московского театрального института им.А.В.Луначарского. Мы готовили дипломный спектакль по пьесе А.Н.Островского «Доходное место», и Леонид Федорович поручил практиканту провести репетицию сцены Полины и Юленьки.
Сергей Иванов с увлечением раскрыл свое понимание и видение персонажей, каждая репетиция проходила очень интересно. На показе нас похвалили. Месяц практики в нашем институте студента Сергея Иванова пролетели быстро, мы всем курсом поняли, что шутки с ним плохи: он хорошо понимал актерскую психологию, всегда мог помочь, но был принципиален и строг.
После окончания института мы всем курсом приехали в Йошкар-Олу, в театр им.М.Шкетана. К сожалению, из 17 человек актеров, впервые в истории республики получивших высшее образование, в театре оставили только 7 человек, остальных трудоустроили кого куда. Главными режиссерами театра были приглашенные из других городов люди, не знающие марийского языка, литературы, драматургии, обычаев, традиции, национальной культуры. Они менялись ежегодно. Молодые оставались без ролей, в том числе и я.
Театр жил ожиданием своего режиссера, все мы знали, что в Москве заканчивает режиссерский факультет ученик всемирно известного мастера сцены, народного артиста СССР Юрия Завадского. Все творческие надежды связывали с его приходом в театр.
В январе 1956 года он действительно приехал на постановку дипломного спектакля. Тогда имя Е.Маюка-Егорова было в запрете. Начинающий писатель Александр Михайлов сделал попытку написать пьесу на современную тему, законов драматургии и сцены он не знал, поэтому пьеса представляла собой один «скелет».
Сергей Иванович не испугался, начал работать над ней, так как других пьес не было. Почти каждый день на репетицию он приносил новый текст, новые сцены, так шла работа до премьеры.
Мне дали роль Павлины. Ее сочиняли, дополняли в процессе репетиций. В итоге получилась яркая роль с интересным характером.
Сергей Иванович в своем первом дипломном спектакле занял молодых выпускников, а старшее поколение актеров не надеялось на успех спектакля: пьеса начинающего драматурга очень слаба, режиссер — пока неизвестный, актеры молодые…
На сдачу спектакля «На перепутье», которая проходила еще в здании старого театра на улице Карла Маркса, пришла вся интеллигенция Йошкар-Олы, актеры русского театра, члены правительства.
Все мы волновались, а Сергей Иванович внешне держался очень спокойно, успокаивал нас и говорил: «Живите сквозным действием роли, фраза рождается сегодня, здесь, сейчас в первый раз…».
На обсуждении спектакля было столько желающих высказаться!.. Все отмечали свежую струю в театре, новаторство режиссера, подающего большие надежды. Действительно, так и было. Каждая репетиция проходила очень живо, интересно, с настоящим творческим подъемом. Мы только удивлялись, откуда столько фантазии, творческого темперамента у дипломанта-режиссера Сергея Иванова.
Он всегда умел подниматься над бытом, фольклором. Это имело место в его спектаклях: «Эх, родители» М.Шкетана, «Элнет», «Акпатыр», «Живая вода» С.Чавайна, «Сердце матери», «Железная сила», «Потерянный рай» и других. На этих материалах росли мы, актеры, рос и зритель. Нам поверили, нас полюбили, и наши залы были всегда переполнены. Старожилы столицы помнят, как на площади перед театром стояли по нескольку десятков автобусов с желающими попасть в театр на спектакли. По инициативе Сергея Ивановича, мы впервые «проложили» дорогу к марийцам, проживающим в Башкирии, в Свердловской и Пермской областях. Бытовая, на первый взгляд, пьеса «Салика» С.Николаева в течение 15 лет шла при переполненных залах. Сергей Иванович ввел в спектакль даже симфонический оркестр. С.Кузьминых, И.Матвеев, И.Якаев, М.Михайлова, М.Сапожникова замечательно играли, и каждый спектакль проходил, как премьерный.
Артисты, проработавшие с Сергеем Ивановичем в течение долгого периода, знают, что на репетициях он всегда тщательно, скрупулезно работал с актерами над текстом. Он не мог успокоиться, пока не добивался поставленной задачи: музыкальности речи и единства ансамбля.
Дисциплина в труппе была железная, это чувствовали всегда не только мы, актеры, но и работники всех технических цехов.
В спектакле по пьесе С.Чавайна «Пасека» режиссер поручил мне роль бедной сиротки Клавий, совершенно противоположную моей первой роли — Павлины. Многие в театре пророчили провал роли Клавий и спектакля в целом, так как все действие в «Пасеке» идет вокруг Клавий. А что получилось?
Спектакль «Пасека» мы сыграли свыше 500 раз в течение 27 лет, а зрители приходили на него по 25-30 раз, о нем говорили с восторгом на зрительских конференциях. Сергей Иванович все тщательно разработал: каждую мысль, фразу, звучание, мизансцену, ансамблевость.
«Потеха» тоже шла в сопровождении симфонического оркестра. Как он смог добиться в драматическом театре целого штата музыкантов (24 человека), нам неизвестно, но — так было. До его приезда в театре симфонического оркестра не было. Конечно, организаторские способности у него исключительные. А потом на базе этого оркестра, правда, уже с расширенным составом впервые на марийской сцене в 1963 году он поставил первую марийскую оперу Э.Сапаева «Акпатыр». Нашел оперных и балетных солистов, создал хор, студию в театре. Это стало большим событием в культурной жизни республики.
Вскоре поставил вторую марийскую оперу И.Молотова «Элнет». Рождение первого марийского балета А.Луппова «Лесная легенда» также связано с ним, тогда он был художественным руководителем музыкального театра. Теперь все это история, но история происходила на наших глазах.
В нашем театре С.Иванов поставил свыше 40 спектаклей по произведениям марийских, русских, советских, зарубежных драматургов. Все они было разные по масштабам, решениям, но их объединяло одно — ансамблевость. Оформление его спектаклей всегда было достоверным, реалистическим. Сергей Иванович — ярый противник условностей на сцене. Очень много С.Иванов работал с марийскими драматургами. Благодаря ему в театр пришла целая плеяда новых актеров: Ялмарий Йыван, В.Иванов, А.Волков, П.Есеней, А.Михайлов, М.Рыбаков, К.Коршунов, В.Бояринова. Не были забыты и опытные драматурги С.Николаев и Н.Арбан, которые написали для театра в это время новые пьесы.
Наш театр не знал, что такое репертуарный голод. Каждый сезон появлялись две-три новые пьесы марийских драматургов, а нам было интересно создавать образы наших современников. Мы чувствовали, что нужны зрителям, это накладывало на нас особую ответственность. На всех спектаклях Сергей Иванович обычно дежурил сам и расслабляться, играть в полсилы не позволял.
В спектакле «Егор Булычев и другие» М.Горького я репетировала Глафиру. У меня было много проходов по сцене без слов. Иногда мой один бессловесный выход Сергей Иванович репетировал часами, добиваясь большой, взволнованной правды и глубокого внутреннего содержания. Нести глубокую правду на сцене молча непросто. Я чувствовала, как зритель с напряжением следит за мной.
Сам Иванов человек серьезный, но юмор чувствовал как никто другой. Все его комедии оптимистичны, жизнерадостны, зритель от души смеялся и поэтому вновь и вновь шел смотреть «Женихи», «Свадебные блины» А.Волкова.
С.Иванов — энтузиаст, мастер, его вклад в эстетическое воспитание своего народа огромен.