Филиппова Анастасия Андреевна

Филиппова Анастасия Андреевна

У истоков марийского профессионального сценического искусства стояла плеяда талантливых артистов, в которой достойное место занимает Анастасия Андреевна Филиппова.
А.А.Филиппова родилась 12 ноября 1912 г. В 1927-1929 гг. в составе первого набора обучалась в Марийской студии музыкально-драматического искусства. В период учебы шестнадцатилетняя Анастасия впервые вышла на сцену в роли Клавий в драме С.Чавайна «Мӱкш отар»( «Пасека»), поставленной в 1928 г. режиссером Н. Календером. Эта роль стала решающей в творческой биографии актрисы. «Начинающая актриса создала правдивый образ девушки, прошедшей путь от забитой батрачки до передового человека нового общества. Клавий А.Филипповой во многом стала примером для актрис последующих лет… Клавий выступала как драматическая фигура, несмотря на то, что в пьесе было много элементов мелодрамы… А. Филиппова играла такие сцены без надрыва, подчеркивая стойкий характер девушки. Грустные песни Клавий актриса пела вдохновенно, душевно, как раздумья о тяжелой судьбе девушек-сирот..», — писала М.А.Георгина.

В июле 1930 г. в составе труппы театра А.Филиппова принимала участие в Первой Всесоюзной олимпиаде театров и искусств народов СССР в Москве, где были показаны драмы «Пасека» и «Живая вода» С.Г.Чавайна.

В 1931 г. А.Филиппова была принята на драматическое отделение Центрального техникума театрального искусства, после окончания которого в 1934 г., вернулась в родной театр. В то время режиссером был Н.Д.Станиславский (1905-1970), поставивший на сцене театра драму «Гроза» А.Н.Островского, переведенную на марийский язык С.Г.Чавайном. Роль Катерины исполняла А. Филиппова, которая так рассказывала о своей работе над ролью: «Играть Катерину из «Грозы» было нелегко. Без знания эпохи, без творчества Островского нельзя было играть Катерину. Эта роль для меня была самой трудной их всех, что мне пришлось исполнить до сих пор. Долго я не могла себе представить, не находила свою Катерину. Приходила в отчаяние. Но не струсила. День и ночь перечитывала драму, чтобы, наконец, раскрыть героиню такой, какой она должна предстать по замыслу драматурга». Артистка Н.А. Конакова, дублировавшая роль Катерины в «Грозе» вспоминала, что Катерина  Филипповой была «и нежной, и мужественной, и глубоко драматичной. А. Филиппова очень любила последний акт. Он у нее был расписан «по нотам», то есть настолько тщательно отработан, что мне казалось что лучше ее сыграть уже нельзя…». Катерина в «Грозе» стала серьезной творческой удачей марийской актрисы, впервые на сцене воплотившей характер русской женщины. Исследователь марийского театрального искусства М.А. Георгина отмечала, что А. Филиппова в роли Катерины, у которой не было ни предшественниц на марийской сцене, ни собственного опыта работы над русской классикой, вышла за рамки узко национального искусства и создала новый для марийской сцены образ высокого драматического звучания.

В 1935 году А. Филиппова сыграла роль дочери Акпатыра Эвики в драме «Акпатыр» С.Г. Чавайна, роль архитектора Лиды в спектакле по пьесе «Платон Кречет» А. Корнейчука в переводе на марийский язык П.Пунчерского (Карпова), роль свахи Феклы Ивановны в «Женитьбе» Н.В. Гоголя. В  1936 г. А. Филипповой была поручена роль матери Мотылькова в пьесе в стихах «Слава» В. Гусева, старой девы в водевильной пьесе «Окса тул» («Клад») С.Г. Чавайна.

5 апреля 1937 г. состоялась премьера спектакля «Салика» по пьесе С.Н. Николаева, в которой А. Филиппова сыграла роль Марины.
В 1937г. на сцене марийского театра режиссером Г.И. Иосселиани был поставлен спектакль «Как закалялась сталь» по роману Н.А. Островского, в которой А. Филиппова сыграла роль Лизы. За исполнение этой роли она была отмечена приказом директора театра «За хорошую и  вдумчивую работу в спектакле…».

В 1937 г. было сфабриковано дело №9412 по обвинению двенадцати деятелей театра (А.И. Маюк-Егорова, А.А. Янаева, В.Н. Якшова, А.А. Филипповой, П.Л. Мусаевой, А.П. Мамуткина, З.И. Белкина, М.Г. Яндулова, Т.М. Карповой, Д.И. Белкина, А.П. Каргас, А.Е. Ложкина) в принадлежности к «угрофинской националистической контрреволюционной организации», якобы ставившей своей целью убийство членов правительства.

14 июня 1937 г. в Йошкар-Оле состоялось республиканское совещание работников искусства, на котором рассматривался вопрос: «Выявление недостатков в работе искусства в связи с разоблачением вредительской группы буржуазных националистов и пути ликвидации их остатков, и дальнейшее налаживание работы на фронте искусства». На этом совещании были выдвинуты необоснованные обвинения в адрес главного режиссера тетра А.И. Маюк-Егорова («сын попа»), его жены А.А.Филипповой («дочь кулака»), а также артиста В.Н. Якимова и других. Вечером 15 июня, после возвращения из гастрольной поездки в с. Куженер А. Филиппова была арестована, а 23 июня вместе с мужем она была уволена из театра. В приказе по театру сказано: «А. Филиппову, чуждую по происхождению, поддерживающую связь с родителями, проводившую разлагательную работу в театре, организующую всякие закулисные интриги, склоки и т.д. … сего числа с работы снять, предложить ей в трехдневный срок освободить занимаемую ей квартиру театра». После длительных допросов и пыток решением особой тройки при НКВД Марийской АССР 31 октября, в 8 часов вечера, Анастасия Андреевна Филиппова вместе с 11 другими известными деятелями театрального искусства была расстреляна. Ей тогда не было и 26 лет.

Решением Верховного Суда Марийской АССР от 20 августа 1956 г. А.А. Филиппова была реабилитирована.

Творчество А.А. Филипповой, талантливой марийской актрисы, на чью долю выпааи трагические годы репрессий 30-х годов, — неизгладимая страница в истории национального театрального искусства.

Г.Н.Айплатов.

 

АНАСТАСИЯ ФИЛИППОВА

Анастасия Андреевна Филиппова (1912—1938) навеки осталась в истории марийского сценического искусства как выдающаяся артистка.
Необычно и удивительно началась ее сценическая судьба. Сразу со школьной скамьи вошла она в мир искусства и вскоре предстала перед марийским зрителем как сильная, глубоко одаренная актриса.
Первые профессиональные навыки А. Филиппова получила в марийской театральной студии в 1927—1929 годах. Туда она поступила пятнадцатилетним подростком, прибавив себе два года, воспользовавшись тем, что у нее никаких документов не потребовали.
В начале 1928 года Сергей Чавайн принес в студию свою музыкальную драму «Пасека» («Мӱкшотар»). Уже осенью того же года пьеса была подготовлена как учебный спектакль студии. Для того времени это было новаторское произведение.
В центре драмы — сиротка Клавий, с которой жестоко обращается злой, корыстный родственник-опекун. Молодая красивая девушка, как в народной сказке, вызывает всеобщее восхищение. Она любит бедного, но честного, как сама, парня Метри. Традиционный фольклорный образ приобрел реальные жизненные черты новых героев революционной эпохи.
Роль Клавий — ведущей героини спектакля — режиссер поручил шестнадцатилетней Анастасии Филипповой. Молодая девушка в этой роли сделала первые шаги на сцене марийского театра, но сыгранное ею на сцене оказалось впечатляющим. Уже тогда в ней проявились те качества, что поставили ее потом в ряды выдающихся мастеров национального искусства. А. Филиппова создала образ девушки, в которой много было от сказочного персонажа — обаяние, искренность и наивность, качества, которые были присущи самой начинающей актрисе. Образ Клавий у нее приобрел черты человека революционного времени. Ее героиня превращается из забитой, стеснительной наивной девушки в борца за свое счастье.
Образ Клавий, созданный А. Филипповой в этом спектакле, по художественной выразительности и лирической глубине до сих пор не превзойден в марийском сценическом искусстве. Талантливая молодая актриса показала драматизм в характере девушки, хотя материал пьесы давал повод для слезливой мелодрамы, где героиня часто плачет и поет сиротские песни, жалуется на несчастливую судьбу в чужом доме, где все ее обижают. Анастасия Андреевна играла эти сцены без слез и надрыва, подчеркивая внутреннюю стойкость, веру в будущее. В ее глазах, полных непролитых слез, не было страха, безысходности. В ее внешней покорности зритель чувствовал внутренний затаенный протест. Грустные песни актриса пела взволнованно, душевно, они звучали как раздумье над горькой долей сирот. Совсем еще молодая, только начинающая осваивать сценические законы, Филиппова обогатила авторский материал своим личным отношением к проблеме того времени — росту сознания марийской женщины.
После «Пасеки» (до 1938 года) ни одна постановка в марийском театре не ставилась без участия Анастасии Филипповой. В 1929 году в спектакле «Живая вода» («Илыше вӱд») А. Филиппова играла роль дочери бога. В печати того времени есть упоминание, что этот спектакль показывался в Москве в 1930 году на Первой Всесоюзной олимпиаде театров и искусств народов СССР.
Успешно выступила она в роли Эвики — дочери Акпатыра в одноименной драме С. Чавайна, Эвику играла А. Филиппова с Н. Конаковой. Каждая по-своему, соответственно индивидуальным творческим особенностям, показала движение характера Эвики от забитой, угнетенной нуждой и побоями девушки до активного борца в отряде Акпатыра. Эвика у А. Филипповой предстала твердой и мужественной в горестные дни сиротской юности, затем решительной и активной в отряде повстанцев. В ней актриса подчеркнула моральную силу женщины в борьбе со злом.
В спектакле «Блеск монет» А. Филиппова вышла на сцену в комической роли старой девы Качырий, гоняющейся за женихами. Зрители вначале даже не узнавали актрису, настолько она перевоплощалась внешне и внутренне. Рыжий лохматый парик, соответствующая этому фигура располневшей женщины с тяжелой походкой, резкий хриплый голос, завистливые злые взгляды, особая интонация — все это актриса взяла из жизни и создала характер смешной и глупой женщины, которая не только другим, но и себе портит жизнь.
К сожалению, в периодической печати о работе А. Филипповой мало сохранилось отзывов зрителей, не говоря уже о подробном анализе ее самобытного оригинального таланта. Потому автору этих строк приходится ограничиваться ссылкой лишь на устные воспоминания ветеранов марийского театра и восстанавливать по крупицам образ талантливой актрисы, проработавшей на марийской сцене всего десять лет и оставившей свои традиции в трактовке образов героинь в спектаклях как по произведениям марийских драматургов, так и русской, советской и мировой классики.

Георгина М.

Героини пьес C.Чавайна//Певец народа:
Воспоминания и документальные очерки о С. Г. Чавайне. Йошкар-Ола, 1988. С. 90-94.

Поделиться ссылкой:

Top