ОДИНОКИЙ ШКЕТАН

ПРЕМЬЕРОЙ СПЕКТАКЛЯ «ШКЕТАН» ОТКРЫЛ СВОЙ СЕЗОН МАРИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР ДРАМЫ ИМ. М. ШКЕТАНА
Премьера посвящена 115-летию со дня рождения писателя.
Спектакль о непростой судьбе классика марийской драматургии по пьесе Геннадия Гордеева шел когда-то в Марийском театре юного зрителя. Радует, что теперь и театр, который носит имя этого писателя, взялся за его постановку.
Спектакль сложный, объемный — все-таки показать на сцене практически всю жизнь Шкетана задача непростая, но режиссер Василий Домрачев превосходно справился с этим.
Занавес открывается, мы видим на сцене одинокого молодого человека и понимаем, что это Шкетан. Основная тема задана, ведь не зря же Яков Майоров выбрал для себя именно этот псевдоним («шкет» с марийского лугового означает «одинокий»).
«Какое имя носишь, такую и судьбу построишь», — говорит Шкетану его отец Пагул (герой засл. арт. России и нар. арт. РМЭ Ивана Смирнова). Так и выходит. Несмотря на то что жизнь писателя проходила в постоянном действии, общении с людьми, мало кто понимал его по-настоящему, даже родные не понимали. Несмотря на то, что он все отдал за советскую власть и так верил в идеи революции, она же объявила врагами народа его друзей-писателей.
Главную роль в спектакле исполнил Павел Ефимов — очень одаренный актер, превосходно вжившийся в роль. В гриме он и правда чем-то похож на молодого Майорова-Шкетана. Его герой с самого начала мечется между городом и деревней: и к родной земле сердце тянет, где его родные и близкие, где душа набирается новых сил, и в то же время в городе дел много: статьи, пьесы, спектакли, Марийский театр нужно на ноги поставить. «Кто ты, Яков, городской или деревенский?» — вопрошает его жена Татьяна (Марина Почтенева). Шкетан перебирается в деревню и снова начинает бурную деятельность: не переставая создавать новые произведения, он занимается организацией колхоза в родном Оршанском районе.
Интересный спектакль, заставляющий задуматься, не просто рассказывающий о жизни писателя, но и ставящий вечные вопросы определения себя и своего места в жизни. Интересен и подход художника-постановщика Сергея Таныгина к работе. Театр использует проектор — в последнее время довольно распространенное, хотя и не всегда уместное, средство для создания декораций. В этом спектакле вместо привычного задника мы видим спроектированные на сцену фотографии мест действия, будь то театр, редакция, городская или деревенская улица. Они действительно тех времен, и потому дарят особую атмосферу спектаклю.

Ирина СУВОРОВА
Источник: газета «Йошкар-Ола», № 43 от 5.11.2013

 

Поделиться ссылкой:

Top