«НЕ ВАЖНО, КАКАЯ РОЛЬ, ЛИШЬ БЫ НА СЦЕНЕ»

65 ЛЕТ ИСПОЛНИЛОСЬ НАРОДНОЙ АРТИСТКЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ РАИСИИ МАКАРОВОЙ
Уже больше 40 лет она играет на сцене Национального театра драмы им. М. Шкетана. 
Ее творческая судьба, как и у многих артистов, началась с художественной самодеятельности, но так получилось, что специального актерского образования она так и не получила — училась уже в процессе работы в театре. 
Родилась Раисия Васильевна в Сернурском районе в крестьянской семье. После окончания школы сразу стала работать заведующей сельского клуба, а также была секретарем комсомольской организации. Говорит, что тогда не было определенной цели, где продолжать учиться. Потом все-таки окончила торгово-кооперативный техникум и стала работать в магазине. Вот там уже судьба указала ей направление: юная Рая увидела объявление, что набираются исполнители для ансамбля песни и танца «Марий Эл» (в то время он еще не был разделен — Прим. авт.). Рая пела с детства, да и в школе учителя ее всегда задействовали в художественной самодеятельности, поэтому она смело пошла на прослушивание. А слушал ее сам Михаил Капланский, ему понравился голос девушки, и ее взяли. А потом уже Михаил Юрьевич отправил ее учиться в музыкальное училище им. И.С. Палантая, правда, его она не закончила, потому что в жизни случился театр. 
В театре студенты училища подрабатывали. И вот однажды, это было в конце 1972 года, режиссер Николай Лузгинов увидел ее в коридорах театра и сразу заинтересовался. Сказал, чтоб приходила вечером, мол, будет работать. Ей тогда сразу дали роль мальчика Павла в спектакле по пьесе О. Шабдара «Кориш». А потом специально для нее Петр Рыбаков (Эсеней) написал пьесу «В субботу в баню», где она должна была сыграть роль деревенской девчонки Фени, которая переписывалась с украинским солдатом. В конце этот солдат приезжает к девушке, но она боится с ним встретиться, потому что он высокий, а она всего 140 сантиметров ростом. Эта роль была решающей для начинающей актрисы — от нее зависело, останется ли она в театре, но Рая справилась, и сцена окончательно стала ее «местом под солнцем». 
Под свое крыло молодую артистку взяла главный режиссер театра Сарра Кириллова, она стала сама обучать ее всем премудростям актерской игры, буквально растила ее в профессиональном плане. Если в пьесе не было роли для актрисы, то она специально писала для нее, даже маленькую. С самого начала Сарра Степановна стала давать совсем еще молодой Рае возрастные роли — бабушек-старушек и матерей главных героев. «Мне тогда не хотелось такие роли играть, — признается Раиса Васильевна, — потому что молодая была. Но сейчас говорю ей спасибо, что готовила меня». 
Училась актриса везде и всюду. Галина Иванова-Ямаева всегда давала ей какие-нибудь книги по актерской игре — так Раиса Васильевна самостоятельно изучила всего Станиславского, а актер Геннадий Копцев посоветовал ей ходить на марийские вечера в ДК им. XXX-летия Победы, там собирались марийские женщины, наблюдая за которыми можно было много ухватить для очередного образа. Раиса Васильевна даже в бани ходила и наблюдала за бабушками, за их поведением, манерами, разговорами. 
В репертуаре актрисы в основном комедийные, характерные роли. И ей всегда нравилось играть именно такие, ведь в них больше свободы, а главное, есть возможность балагурить. «Я люблю все свои роли, — говорит Раиса Васильевна. — Если сама роль не полюбишь, народ не будет с удовольствием смотреть. Я очень любила роль в спектакле «Тетушка Прасковья дочку замуж выдает». Она все время хотела выдать свою дочь за парня, который любил другую. Еще очень нравится роль Наставий в спектакле «Любовь? Любовь! Любовь…». Она живет одна, у нее нет мужа, чтобы заработать, торгует на рынке. Есть еще дед Лаймыр, которого она постоянно просит то забор починить, то еще что-нибудь, играет с ним, но любит по-своему. Сейчас играю Ираиду Семеновну в спектакле «Шанель Тарля» по пьесе Николя Коляды и бабку Опониху в «Поминках по свинье». Это такая «черная» бабка, как будто колдунья — очень интересная роль». 
Раиса Васильевна также мастер эпизода. Раньше в спектакле «Песня предков» она играла роль девочки-сиротки Изудыр, которая просила милостыню по домам. И вот однажды спектакль игрался в ДК им. Ленина. Была сцена, когда хозяин одного дома приказал девочке спеть за кусок хлеба, а режиссер Сарра Кириллова учила Раю петь в этот момент дрожащим голосом, будто душа плачет. И это так подействовало на одного из зрителей, что он в слезах вышел на сцену и попытался увести ее оттуда. Тот случай актриса не забудет, настолько это было трогательно. 
«Мне не важно, какая роль, — говорит Раисия Васильевна, — лишь бы было, что делать, лишь бы на сцене. Однажды, когда у меня была какая-то маленькая роль, Сарра Степановна мне сказала: «Рая, ты не ищи для себя ничего, а то герои пропадут». А я всегда очень любила что-то искать для образа, обдумывать его». 
Раиса Васильевна считает, что работа актера — это постоянный поиск и постоянная учеба. Она и сейчас не перестает учиться и развиваться. Ничего не имеет против, если молодые артисты что-то подсказывают в работе, ведь спектакль — это совместное творчество, и то, что она старше, не должно иметь значения. 
«Над ролью я работаю дома, — рассказывает актриса. — Бывает, что и ночами не сплю, обдумываю. Я люблю тишину, чтобы была возможность поразмыслить над текстом, часто проговариваю его вслух, чтобы слышать, как его произношу — речь должна быть понятной, сочной, иначе, если буду мямлить, зритель не поймет. Иногда с режиссером много сокращаем в тексте, потому что спектакли нужно компактно делать. Авторы обычно не бывают против, потому что писать — это одно, а играть на сцене — это другое». 
У Раисы Васильевны за всю ее творческую деятельность не произошло ни одного казуса на сцене: реквизит был всегда на месте, а текст ни разу не забыла. В театр она приходит обычно часа за полтора до спектакля и тщательно к нему готовится, а роли учит так, что они навсегда остаются в ее памяти.
 
Ирина СУВОРОВА
 
Источник: газета «Йошкар-Ола», № 17 от 6 мая 2014 года

Поделиться ссылкой:

Top