56_salika 55_molan 54_jumynudyr 53_sosnapominka 52_moncha 51_kozlaomo 50_osalchoalyk 12_aydeme 10_kugeze

В театре полным ходом идут репетиции спектакля «Вий-ар – ме» по пьесе Е.Сойни «Оставайся в Биярми», премьера которого состоится 26, 27 апреля. Норвежские саги, на основе которых написано произведение, рассказывают о храбрости древних финно-угров.
Биармия – эта огромная мифическая страна, которая простиралась от Белого моря до Урала и не покорилась викингам, пришедшим ее завоевать. Они направлялись за священным золотым деревом, но потерпели неудачу, благодаря упорному сопротивлению биармов.
Рок-опера. Для национального театра это не характерный жанр. Но почему в театре Шкетана все таки обратились к нему? На этот вопрос режиссер и автор либретто этой посстановки, художественный руководитель Национального театра Карелии, поэт, драматург, сценарист, режиссер Сергей Пронин отвечает следующим образом:
- Многие воспринимают национальный театр как хранилище языковой культуры и традиций, не более того. Но театр – это живой организм, который должен развиваться. Но чтобы развиваться, надо разговаривать с современным зрителем. В этом смысле, я считаю, театр делает абсолютно правильные шаги. Не совершая новых шагов, может быть даже спотыкаясь, театр не может двигаться, может застыть в своей форме. Когда мы выбирали материал, мы думали о том, кто должен сидеть в этом зале завтра и послезавтра.
Прозвучал вопрос: в чем новизна этого спектакля и поймет ли его русский зритель?
С.Пронин:
- Насколько я понимаю, сочетание вокала и экспрессивного существования фольклора на марийской сцене еще не было.
Поймет ли русский зритель? Мы в национальном театре Карелии через это проходили. Десять лет назад ставили эту рок-оперу на финском языке. Практически 70 процентов нашего зрителя – русскоязычный. Оказалось, в определенный момент люди просто снимали наушники. Есть либретто, которого достаточно, чтобы понимать контекст. Изрители просто начинают слушать мелодику речи и музыку. И это очень важный момент, слышать это с высоких подмостков. Все таки рок-опера – это возвышенная тематика, это эпический жанр.
На пресс-показе присутствовал министр культуры, печати и по делам национальностей К.Иванов.

 


Сергей Сергеевич Пронин (творческий псевдоним Сеппо Кантерво) закончил Ленинградский государственный институт театра музыки и кинематографии им. Н.К. Черкасова (финская национальная студия). С 1989 по 2010 гг работал актёром, режиссёром, главным режиссёром директором в Финском (Национальном театре Карелии). С 2010 по 2015 гг являлся художественным руководителем театра «Плоды просвещения» (Санкт-Петербьург). Неоднократный Лауреат Всероссийских и международных конкурсов в области театра, литературы и драматургии. Автор первой национальной финно-угорской рок-оперы «Бьярмия», исторической трилогии «Коробейники» – «Лемби» – «Песни синего неба». Лауреат большой литературной премии программы «Родственные народы» (Эстония 2009 г.). Неоднократный лауреат премии «Онежская маска».

Пьесы автора идут во многих театрах России. Является автором ряда сценариев телевизионных фильмов. На стихи его написаны десятки песен различными композиторами, в том числе: В.Панченко, А. Кондаковым, И. Субботиным, О. Гуреевым, З. Раздолиной. Также Сергей Пронин является автором «Гимна Собора Александра Невского» (композитор В. В. Панченко) Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.

Лауреат золотой медали объединенного театрального Союза Финляндии «За выдающиеся достижения в театральной деятельности».
Заведующий кафедрой актёрского мастерства, доцент государственной консерватории им. А.К. Глазунова.

Additional information