ФЕСТИВАЛЬ «МАЙАТУЛ»: пройденное и перспективы

шкетан театр

Театрально-драматическое искусство финно-угорских народов – искусство молодое. Практически все финно-угорские театры ведут свою историю с 10 – 20-х годов прошлого века. Сами понятия «финно-угорская литература», «театр финно-угорских народов» появились в начале 1990-х годов. Глобальные перемены, потрясшие все сферы общественно-политической и культурной жизни страны, обусловили бурный подъем национального самосознания. Именно в эти годы пришло понимание того, что «мир не так велик, чтобы пренебрегать ростками духовного родства», что «в большом мире и не очень большие народы, будучи вместе, вправе осознать свою пользу и значение для всего человечества» (В.Пектеев). Тогда же, в начале 90-х, зародился ряд фестивальных движений, основанных на принципе языковой общности; были учреждены театральные фестивали тюрко-язычных, финно-угорских, бурято-монгольских народов и т.д.

Международный фестиваль театров финно-угорских народов, который с 1997 года носит поэтичное название «Майатул» (огонь, сберегаемый в очаге), объединил национальные театры российских финно-угров – карел, коми-зырян, коми-пермяков, луговых и горных марийцев, мордвы, удмуртов, обско-угорских народов, а также ряд театральных коллективов из Венгрии, Финляндии и Эстонии, представляющих театральное искусство финно-угров, проживающих за рубежом.

Фестивальное движение «Майатул» открыло новые горизонты развития театрального искусства финно-угорских народов, оно способствует осмыслению национальных корней, родства и своеобразия сценического искусства каждого из них, пониманию того, что каждый из финно-угорских театров – явление уникальное, самобытное и неповторимое, и в то же время – это часть мирового театра.

Итак, в начале 90-х инициатива художественного руководства Марийского государственного театра им. М.Шкетана, Союза театральных деятелей и Министерства культуры Республики Марий Эл получила поддержку СТД и Министерства культуры Российской Федерации, а также Международного финно-угорского фонда (г. Хельсинки). I Международный фестиваль театров финно-угорских народов проходил с 26 марта по 2 апреля 1992 года в столице Удмуртии г. Ижевске. Его организаторами выступили Международный финно-угорский фонд, Министерства культуры Российской федерации и Удмуртской Республики. В работе фестиваля приняли участие национальные театры из Карелии, Коми, Марий Эл, Мордовии, Удмуртии, Коми-Пермяцкого национального округа, Финляндии и Эстонии. Гран-при фестиваля был удостоен спектакль Марийского национального театра им. М.Шкетана «Очаг» по пьесе мордовского драматурга А.Пудина, режиссер В.Пектеев.

II фестиваль состоялся 15 – 24 июня 1994 года в финском городе Нурмесе. Начиная с этой встречи, организаторами и жюри фестиваля было решено не распределять места среди его участников. Элемент соревновательности вновь появился на VII фестивальной встрече, в 2008 году. А до этого по результатам обсуждений формировался определенный рейтинг, велся свой «гамбургский счет». В числе лучших спектаклей нурмесского фестиваля были отмечены моноспектакль театра из Удмуртии «Эбга», «Венгерская Электра» – работа театра Ависура из Венгрии и народная комедия Ю.Байгузы и В.Пектеева по мотивам произведений С.Чавайна «Блеск монет» Марийского национального театра им. М.Шкетана, режиссер В.Пектеев.

III фестиваль «Майатул» 17 – 23 ноября 1997 года принимала Йошкар-Ола, ставшая с того времени его штаб-квартирой. В работе фестиваля приняли участие 10 драматических коллективов из Ижевска, Йошкар-Олы, Кудымкара, Петрозаводска, Саранска, Сыктывкара, Тарту, Хельсинки. Драмой Г.Гордеева «Не преклонюсь!» в постановке О.Иркабаева в фестивальное движение включился Марийский ТЮЗ. Среди лучших спектаклей фестиваля были отмечены драма Р.Мустонен «Где твой дом, ангел?», режиссер Л.Владимиров, Национального театра Республики Карелия, смелая история о страхе «Прыгающая мышь» Е.Линден, постановка М.Кастрен, театр «Феникс» (Финляндия), драма А.Пудина «Ой, куница играет…», режиссер В.Пектеев, Марийского национального театра им. М.Шкетана. Работа марийского театра стала свидетельством обретения им творческой зрелости и приходящей вместе с ней уверенности.
В рамках III фестиваля прошла Международная конференция театральных деятелей «Финно-угорские театры и мировой театральный процесс». В принятой на ней резолюции возникновение содружества театров финно-угорских народов расценивалось как выдающееся явление в истории культур этих народов. «Прошедшие три форума мастеров сцены, театральных деятелей и драматургов финно-угорских народов убедительно свидетельствуют о большом творческом потенциале наших театров, в котором удачно сочетаются исторические, духовные богатства, традиции и новаторский стиль. Театры, по сути, стали духовным сосредоточием мысли, таланта, центром притяжения всех этнических ветвей единых финно-угорских народов. Творческие поиски финно-угорских актеров, режиссеров осуществляются в рамках единого мирового театрального процесса, наши спектакли продолжают и развивают лучшие гуманистические традиции современного искусства, утверждают добро, взаимопонимание и согласие между народами, любовь к родной земле, своей истории и культуре». (Резолюция Международной конференции театральных деятелей «Финно-угорские театры и мировой театральный процесс». Йошкар-Ола. 23.10.1997 г.) На III фестивале была создана Ассоциация финно-угорских театров. Мощным завершающим аккордом III театрального форума «Майатул» стал спектакль «Калевала», поставленный финским режиссером Пааво Лиски.

На IV Международном фестивале «Майатул» (15– 23 ноября 2002 г.) финно-угорское сообщество представляли 9 драматических коллективов из Российской Федерации и один из Эстонии. Во главу угла данного фестиваля была поставлена национальная драматургия.

Открытием и творческим прорывом IV фестивальной встречи стал спектакль «Жена оленя» режиссера А.Тюрнпу. Создатели спектакля отважились разрушить привычную театральную форму. «Театр г. Раквере из Эстонии показал представление, которое у себя на родине артисты (точнее – артистки, три актрисы, исполняющие массу ролей с точным чувством ритма и меры перевоплощения) играют в особых условиях – на природе, в рассветные часы, а зрители добираются до «театра» ночью сначала на повозках, а потом пешком. Однако и на обычной площадке «Жена оленя» производит впечатление глубокого, чуть не истового стремления приобщиться к верованиям предков» (Г.Демин. Жизнь традиции // Страстной бульвар, 10. 2003. № 5/55. С. 75). Обратившись к фольклору северных и финно-угорских народов, создатели спектакля вывели свой поэтический эквивалент образного раскрытия древнейшей философии женской половины человечества. Это было представление «театра соучастия», спектакль медитативного уровня, отразивший иное (не присущее российским финно-уграм) театральное мышление.
Одной из лучших работ фестиваля была признана и музыкально-драматическая фантазия «Охотничий домик», созданная С. и А. Горчаковыми на основе трудов коми этнографа А.Семенова. «Успех Театра Фольклора Республики Коми следует искать «в сочетании глубокого, почти научного исследования обрядов своего народа с современными средствами театральной выразительности» (Г.Демин. Жизнь традиции // Страстной бульвар, 10. 2003. № 5/55. С. 75). Спектакль убедительно показал, что пересказ устно-поэтического богатства языком современного театра открывает новые перспективы в развитии национального сценического искусства.

19–28 ноября 2004 года V фестиваль «Майатул» собрал представителей всего мирового сообщества финно-угров: десять Российских драматических коллективов из Карелии, Коми, Марий Эл, Мордовии, Удмуртии, Коми-Пермяцкого и Ханты-Мансийского национальных округов, а также представителей театрального искусства Венгрии, Финляндии и Эстонии. Вновь, спустя 10 лет, в театральном форуме участвовала Венгрия. На этот раз в Йошкар-Олу приехал Театр голоса Евы Каналаш (художественный директор театра А.Васильев). Представлением «За солнцем идущие, за миром смотрящие» режиссера О.Александровой в фестивальное движение включился Театр Обско-Угорских народов Ханты-мансийского АО.

Одной из самых интересных, новаторских работ стал спектакль Национального театра Республики Карелия «Творение мира» по первым двум песням эпоса «Калевала» (реж. А.Андреев). Большой интерес вызвало представление Высшей театральной школы Эстонской музыкальной академии «Белые паруса и небоходы», режиссер А.Тюрнпу, а также психологическая драма Г.Гордеева «Бабе лето» Марийского ТЮЗа, режиссер О.Иркабаев.

Особенностью V фестиваля «Майатул» стало внеконкурсное участие в нем спектаклей-лауреатов электронного фестиваля этно-арта «Кугу сорта» («Большая свеча»), в том числе, театральной фантазии Академического русского театра драмы Башкортостана по пьесе Г.Шафикова «Черный иноходец», режиссер М.Рабинович.
В рамках V Международного фестиваля театров финно-угорских народов работал семинар драматургов. В нем приняли участие авторы из Карелии, Коми, Марий Эл и Удмуртии. Конкретный, профессиональный разговор по каждой из представленных пьес, без сомнения, был очень полезным и своевременным для драматургов. Подобный семинар проводился впервые.

В работе VI Международного фестиваля театров финно-угорских народов (17 – 26 ноября 2006 год), проходившем под девизом «От Софокла до Вампилова», приняли участие 11 творческих коллективов. Венгрию представляли исполнители народных песен И.Бардоси и М.Монар, Республику Коми – Коми республиканский государственный театр кукол, Финляндию – дуэт Мари и Илари, показавший театрализованное представление «Финские искатели приключений». Вершиной фестиваля был признан спектакль Марийского национального театра драмы им. М.Шкетана «Сон в летнюю ночь» – «спектакль, исполненный почти избыточной красоты, игровых трансформаций, легкого юмора, поэтичности и молодой чувственности» (Морозова В. Мы интересны друг другу // АРТ. Сыктывкар, 2007. С. 190). Режиссура О.Иркабаева, перевод комедии, выполненный Вяч. Абукаевым-Эмгаком, сценография Б.Голодницкого, музыка В.Захарова, вдохновенная игра актеров сделали классическое произведение близким современному зрителю, Шекспира – «марийским». Среди лучших спектаклей фестиваля были отмечены драма «На дне» Марийского ТЮЗа в постановке О.Иркабаева, «Крыша поехала» по рассказам В.Шукшина Мордовского национального театра, режиссер И.Кузьмин.

VII фестивальная встреча «Майатул» (18 – 24 ноября 2008 года) прошла под девизом «Его величество Актер». В его работе приняли участие национальные театры Республик Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Коми-Пермяцкий национальный театр, Марийский ТЮЗ и Горномарийский драматический театр. Также свои спектакли показали Детский центр театра и кино «Крошка» (г. Саранск), Коми республиканский театр кукол (г. Воркута) и Театр марионеток (г. Хельсинки). Еще один кукольный спектакль – авторская работа Т.Батраковой «Колыбельная» (Марийский республиканский театр кукол) – был показан вне конкурса. Участие кукольников было внове для фестиваля «Майатул».

В условия проведения VII были внесены обусловленные девизом фестиваля изменения, в частности, возобновлен принцип соревновательности. Предполагалось вручение призов (бронзовая статуэтка девушки-птицы скульптора С.Яндубаева) победителям в номинациях «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль второго плана», «Лучшая мужская роль второго плана», «Лучшая эпизодическая роль». Однако, показ представленных работ внес свои изменения в название номинаций.

Приз «Событие фестиваля» получил спектакль Национального театра Республики Карелия «Лемби» по пьесе С.Кантерво в постановке С.Пронина. Пьесу отличает органичное сочетание быта и выхода за его пределы. Очень точно выстроен визуальный ряд спектакля. Белые одежды сцены ассоциируются со снегами северной Карелии, с цветом жемчуга, который добывают жители той деревни, с мукой, с мельницей, где разворачиваются события. Пастельно-белое световое решение и тонкая, выверенная работа со светом впечатляют. Декорации Ю.Прониной лаконичны и многофункциональны. В спектакле все продумано, взаимосвязано, зарифмовано. В игре актеров обращает на себя внимание высокая степень наполненности и свободное владение образом.

Исполнительницей лучшей женской роли была признана актриса Марийского национального театра драмы им. М.Шкетана Маргарита Медикова, сыгравшая роль старухи в комедии Ф.Булякова «Святое дело», режиссер А.Ямаев. Приза за лучшую женскую роль второго плана была удостоена актриса Национального музыкально-драматического театра Республики Коми Светлана Горчакова за роль Вассы в драме Г.Горчакова «Счастье, не исчезай», режиссер С.Горчакова. Исполнителем лучшей мужской роли второго плана был признан актер Марийского ТЮЗа Андрей Васильев, сыгравший роль милиционера в драме З.Долговой «Печаль моя с запахом ромашки», режиссер О.Иркабаев. Кроме того, призом фестиваля был отмечен актерский ансамбль – Е.Васильева, С.Зотина, О.Искоскина, А.Сильвестров, М.Сильвестрова – в спектакле Республиканского горномарийского драматического театра «Выходили бабки замуж» по пьесе Ф. Булякова в постановке Н.Корчакова. Специальным призом «Искорка фестиваля «Майатул» награждена актриса Марийского ТЮЗа Эрвина Гордеева, спецприза удостоен также Городской детский центр театра и кино «Крошка» из г. Саранска, показавший на фестивале кукольный спектакль по мордовскому эпосу «Сияжар».

В рамках фестиваля состоялся «круглый стол» на тему: «Национальный театр в XXI веке». Собравшиеся деятели театра обсудили ряд важнейших проблем, связанных с дальнейшим развитием финно-угорских театров и фестиваля «Майатул». Семь фестивальных встреч показали, что «Майатул» вступил в пору, когда ему стало по силам исполнение соборных функций (от глагола собирать). По мнению Г.Г.Демина, вокруг фестиваля необходимо создать целый комплекс мероприятий-спутников, например, мастер-классы, музыкальные салоны, передвижные выставки, изготовление сувенирной продукции и т.д. Кроме того, фестивалю «Майатул» самое время налаживать творческие связи с другими фестивальными движениями (например, с фестивалем «Наврус», проводимом в Татарстане) с перспективой создания содружества фестивалей на федеральном уровне.

За «круглым столом» было предложено следующий VIII фестиваль провести через 2 года в Йошкар-Оле, а тему его назвать «Язык театра XXI века».

В работе VII фестиваля приняли участие три театра кукол, что навело на мысль о возможности в дальнейшем приглашать для участия в «Майатул» коллективы кукольных театров, работающих на финно-угорских языках. Это, безусловно, будет стимулировать развитие кукольной и детской драматургии в финно-угорских республиках.

Не снимается с повестки дня вопрос о необходимости регулярного проведения семинара финно-угорских драматургов. Для достижения этого необходимо более тесное сотрудничество с Союзом писателей и Союзом театральных деятелей. Назрела необходимость создания internet-сайт (под эгидой фестиваля или театра им. М.Шкетана, или Министерства культуры РМЭ) для взаимного ознакомлении и обмена пьесами (в форме подстрочников) между драматургами и театрами финно-угорских народов. Это послужило бы сплочению драматургов наших республик, а также расширению репертуара финно-угорских театров.

Кроме того, по мнению участников «круглого стола», фестиваль «Майатул» мог бы оказать существенную поддержку в развитии финно-угорского театроведения. С этой целью было предложено делегировать на фестивальные встречи критиков, что называется, «с мест». Для них это будет и возможностью совершенствования мастерства, и возможностью увидеть свой театр в более широком контексте.

Фестивальные встречи с периодичностью в два года, словно контрольные замеры важнейших параметров жизнедеятельности театральных организмов, способствуют созданию целостной картины современного состояния театрально-драматического искусства финно-угров, определению основных тенденций его дальнейшего развития, а также выявляют общие проблемы, встающие перед театрами.

Одной из характерных черт Российского театра рубежа веков стал отказ от воспитательно-просветительской, миссионерской роли. Мощный процесс коммерциализации театра все больше толкает его по пути сближения с шоу-бизнесом. Как образно отметила критик И.Мягкова, отказ от миссионерства ведет к «Аншлагу». Что касается театров финно-угорских народов, то до настоящего времени проблема коммерциализации еще не вошла в круг наиболее актуальных проблем их существования, и театр по-прежнему рассматривается как «кафедра, с которой можно много сказать миру добра» (Н.В.Гоголь).

Традиционно театр и драматургия финно-угорских народов ориентировались на деревенского зрителя, питались соками и духом народной жизни. Естественно, что доминирующим был бытовой театр. По мнению Н.Сорокиной, члена жюри шести фестивалей «Майатул», в начале 90-х годов в театральном искусстве финно-угров появилась тенденция к отходу от бытового мышления, наметилось новое перспективное направление в развитии театра. Однако, уже в середине 90-х обозначился переход к ритуальному, обрядовому театру.

Театральные художники обратились к историко-этнографическому материалу, обрядам, легендам, эпосу. Фестиваль позволяет говорить о процессе творческого осмысления богатств народной культуры, о переходе от бытописания, стремления сохранить все, к поиску нового художественного языка, к использованию средств и приемов современного театра.
Международное фестивальное движение «Майатул», вступившее во второе десятилетие своего существования, накопившее определенный опыт и заложившее свои традиции – это мощный стимул и опора в развитии театрального искусства финно-угорских народов на современном этапе.

Наталия Кульбаева, член жюри фестиваля «Майатул».

Поделиться ссылкой:

Top