История

В 1953 г. главным режиссером Марийского объединенного драмтеатра стал И.С. Бабенко, пробывший на этом посту до 1955 г. В этот период в репертуаре театра преобладали пьесы марийских драматургов. С успехом, например, шли комедия «У муро» (Новая песня, 1953) и драма «Янлык Пасет» (Черный волк, 1954) Н.Арбана. Тесное творческое сотрудничество связывало режиссера И.Бабенко и драматурга И.Ялмария, результатом его стали спектакли «Поро эр» (Доброе утро, 1954) и «Пиалым арален моштыман» (Счастье надо беречь, 1956).

В 1954 г. национальная труппа театра пополнилась выпускниками марийской студии Ленинградского театрального института им. А.Н.Островского, среди которых были такие яркие творческие личности, как И.Матвеев, С.Кириллова, Р.Руссина, К.Коршунов, В.Мазикова, В.Зернов, З.Матвеева, Д.Отмахов и др.

С целью сплочения в единый творческий ансамбль актеров разных поколений и разной профессиональной подготовки режиссер И.Бабенко обратился к постановке трагедии Ф.Шиллера «Коварство и любовь» (Й?ратымаш да осал чоялык, 1955). Символично, что роль Фердинанда в нем исполнил С.Кузьминых, а Луизы — С.Кириллова.

Ставший в 1955 г. главным режиссером театра М.М.Толчинский продолжил политику творческого сплочения и сближения актеров разных поколений.

В это же время произошло разделение Объединенного драматического театра на Марийский государственный театр им. М.Шкетана и Республиканский русский драматический театр Марийской АССР. Во главе каждого из них встал свой главный режиссер.

Осенью 1956 г. Маргостеатр им. М.Шкетана возглавил выпускник режиссерского факультета ГИТИСа С.И.Иванов (род. в 1930 г.), проработавший в этой должности до 1974 г.

В 1956 г. был посмертно реабилитирован классик марийской литературы С.Г.Чавайн (1889-1937). Возвращение  на сцену его пьес «М?кш отар» (Пасека, 1956), «Акпатыр» (1956), «Марий рото» (Марийская рота, 1957) стало этапным явлением в истории Маргостеатра и в творческой биографии С.Иванова, готовилось оно как праздник всей общественности республики. Режиссер стремился дать новое прочтение пьесам классика, органично сочетавшим в себе фольклорный материал с реалистическим изображением эпохи. В спектаклях имела место определенная зрелищная и декорационная пышность, свойственная советскому театру 1950-х годов в целом. В творческой биографии таких актеров как Р.Руссина (Клавий), К.Коршунов (Мичи), И.Россыгин (Oрoзай), И.Матвеев (Акпатыр), И.Якаев (Пекеш Сави), В.Мазикова (Эвика) и др. заметной вехой стали роли, сыгранные в пьесах С.Чавайна.

В репертуарной политике С.Иванова достойное место отводилось и переводным пьесам. Интересными, актерски и режиссерски творческими стали спектакли «Пиалдыме» (Бесталанная, 1958), «Чынжымак айдеме» (Повесть о настоящем человеке, 1959), «Вувер ?дыр» (А.Кицберг «Оборотень, 1969) и др. Дипломами и почетными грамотами всесоюзных и всероссийских театральных и драматургических фестивалей были отмечены спектакли С.Иванова «Егор Булычев и другие» (М.Горький, 1968), «Вургыжшо ш?м» (А.Рахманов «Беспокойная старость, 1970), «Йомдарыме пиал» (И.Шаркади «Потерянный рай, 1971).

В 60-е годы произошло заметное оживление в национальной драматургии. На позиции ведущего драматурга выдвинулся А.Волков. Народность его комедий, музыкальность и лиризм снискали автору любовь зрителей. Спектакли по его пьесам не сходили с репертуара театра до 90-х годов: «Илыш йолташ» (Подруга жизни, 1961), «Каче-влак» (Женихи, 1966), «Посана» (Соперники, 1973), «Кунам ломбо пеледеш» (Когда зацветает черемуха, 1967), «Йорга вате» (Игривая, 1980), «Пиалан ш?дыр» (Счастливая звезда, 1983), «Оръе? мелна» (Свадебные блины, 1962 и 1991).

В бытность С.Иванова главным режиссером Маргостеатр им. М.Шкетана не пропустил ни одного более или менее значимого произведения национальной драматургии. При нем свет рампы увидели первые пьесы П.Эсенея «Арва ше?гек йога» (Летит в сторону, 1961), М.Рыбакова «Кок эрге» (Два брата, 1960), К.Коршунова «Илыш корнышто» (На жизненном пути, 1960), А.Асаева «Товатлыме куэ» (Клятвенная береза, 1967), В.Горохова «Канде кайык» (Синяя птица, 1971).

В 1965 г. труппа Маргостеатра пополнилась выпускниками марийской студии ГИТИСа им. А.В.Луначарского, что также способствовало активизации творчества местных авторов. С первых шагов в профессии интересно заявили о себе Г.Иванова, Г.Копцев, Ю.Рязанцев, В.Горохов, А.Андрианов, В.Саввина, А.Орлов, В.Петухов, Т.Степанова, Л.Комарова.