Русская классика звучит на марийском

В четверг в Марийском национальном театре драмы им. Шкетана прошла очередная премьера. Режиссером-постановщиком спектакля по пьесе А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» («Йоным мушо, йорым кочкеш») выступил народный артист РМЭ Василий Домрачев.
Пожалуй, можно посетовать, что в наше время театральные постановки классических произведений не собирают аншлагов в отличие от современных комедий, на которых залы трещат по швам. Вероятно, зрителя отпугивает сама «хрестоматийность» классики: ах, это было 150 лет тому назад — что нам до геров тех времен? А ведь А. Н. Островский остается одним из самых злободневных и просто «злых» сатириков и применительно к нашим дням. Достаточно небольшого усилия, чтобы распознать в персонажах его комедий людей, окружающих нас ежедневно (и мужества — чтобы узнать себя самих). Ну разве не знаком «молодой человек» Егор Глумов? Он пойдет на любые ухищрения ради достижения высокого положения в обществе — притворное преклонение перед вышестоящими лицами, беспринципность в вопросах любви, тайные интриги и подлость? Или Мамаева — замужняя дама, падкая на юных мальчиков и вообще на мужские ухаживания? Сам Мамаев, поучающий Глумова, как нужно ухаживать за его женой? Шарлатанка Манефа, пользующаяся глупостью и суеверностью небедных женщин в возрасте? Собственно говоря, в комедии Островского героев, вызывающих к себе симпатию,  в принципе нет. И тем не менее персонажи эти, строящие за спиной козни, распространяющие сплетни, во взаимодействии друг с другом образуют некую слаженную систему, круговую поруку. Именно потому люди эти, выведя на чистую воду молодого подлеца Глумова, в результате осознают, что он — их собрат и неотъемлемая часть их общества.
Что можно сказать о новой сценической работе шкетановцев? Безусловно, талантлив подобранный к спектаклю актерский ансамбль и собственно распределение ролей. «Молодого человека» Глумова ярко сыграл актер Алексей Сандаков, прекрасным получился их сценический дуэт с супругой, Светланой Сандаковой (Клеопатра Львовна Мамаева). Роль богатой вдовы Турусиной талантливо исполнила заслуженная артистка РМЭ Светлана Строганова, а заслуженный артист РФ Иван Смирнов был просто неподражаем в образе старика Крутицкого. Необходимо отметить традиционно сильную работу художника по костюмам Татьяны Изычевой и сценографа Сергея Таныгина. В целом спектакль оставил прекрасное впечатление, и несмотря на то, что на премьере не было аншлага, можно сказать: классический репертуар театра им. Шкетана пополнился очень качественной и сильной постановкой, которая нашла своего зрителя, внимательного и способного воспринимать и думать.

Алексей Мельчанов.
«Марийская правда», 2 марта 2013 г.