По мотивам сказа Н.Лескова "Левша"

То ли сказка, то ли быль

Композитор В.Дмитриев

Либретто: Б.Рацер, В.Константинов 

Спектакль «Русский секрет» — не просто история о подкованной блохе, это - то ли сказка, то ли быль, то ли притча. Но в этой веселой музыкальной форме зритель с легкостью увидит сатиру и тонкую иронию. 

Это рассказ о «маленьких» людях с большими талантами и маленькими возможностями. Золотые руки простого народного умельца и его помощников творят чудеса. Но судьба таких самородков зависит от недалеких царей и их свиты. Даже в подобных тяжелых условиях мастера смогли впечатлить весь мир, искусно подковав блоху. Да что там подкова, Левша еще и автограф поставил на своем творении! А в ответ — забвение…

Очень красочная и лирическая история, в которой переплетаются вся жизнерадостность и ироничная грусть русского народа. На сцене разворачивается гротескное представление с песнями, танцами, и плясками. Чего только стоит отплясывающая блоха, соблазнительный танец англичанок  и тонкое пародирование царя-батюшки и его свиты. В колоритном музыкальном сопровождении в пьесе изображают старые события в совершенно новом свете и с счастливым  завершением сказа. 

В постановке «Русский секрет» по сказу Н.Лескова «Левша» разворачивается действие в Петербурге, когда царь-государь (Воронцов Дмитрий) появляется под неуёмное восхваление холопов, а министр финансов и граф Кисельвроде (Тимирязев Генрих) ведут диалог с ним во вполне водевильных традициях. Например,  царь сокрушается: «Все на мне: и казна, и война, и жена». Лёгкость и живость действия как нельзя лучше для этого подходят. Посему исполнение роли старой фрейлины  Мурышкиной (Александрова Светлана)  вызывает смех в зале. Беззаботно радостное веселье задаёт нужный ритм всему действию. Этот музыкальный спектакль  очень нарядный, яркий, изящный— такова его природа. Очень радует зрителя великолепное исполнение роли «героя-казака» атамана Платова (Антропов Игорь).

Исполнительница роли «Блохи», Алина Егошина, своими хорошо продуманными, поставленными «шарнирными» движениями (постановщик В.К.Караваев), танец Л.В. Васильева), выдаёт необходимое стилевое разнообразие и танцевальное мастерство, которое не позволяет превратиться лубку в китч, а музыкальному спектаклю в буффонаду. То же мастерство в создании условности создаётся и в сценах "тульской народной жизни, на которую пожаловал проездом атаман. Тульский оружейный мастер Пахомыч в исполнении Тетерина Алексея и мастер Фрол (Александров Михаил) разыгрывают сцены легко и непринуждённо. В своих танцах, песнях и диалогах актёры именно «разговаривают» в тон, а не демонстрируют мозаично расчленённые фразы. Важно при этом отметить и универсальность студентов-актёров, способных сыграть в спектакле две-три роли.

Левша, Соловьев Иван, старается при поддержке друзей, завоевать  сердце любимой очень интересный и отважный парень («Что с парнем сделала косынка белая… Без вина пьянею, без огня сгораю»). «Тульская невеста Машка», в исполнении Ивановой Марии, вполне ему под стать, это девушка, в которую и следует влюбляться, дабы подковать блоху и совершать отчаянные поступки («Хоть бы слово красивое сказал…а руки золотые»). Купец Грознов, «отец» Машки, в исполнении Ярукова Андрея, ведёт дело обручения с типичной расчётливостью и лукавством, которая и свойственна сословию. И, конечно, невзирая на лёгкость жанра, в музыкальном спектакле сохранена и патриотическая линия произведения Лескова. 

   

Юбилейные даты

29 ноября
100 лет

со дня образования

ГАУК РМЭ "Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана"

16 января

нар. арт. МАССР,
засл. арт. РСФСР

Ивану Матвееву

(1925-1994)
95 лет

25 января

нар. арт. МАССР,
засл. арт. РСФСР

Марии Михайловой

(1920-2001)
100 лет

18 февраля

засл. арт. РМЭ

Валентине Моисеевой

70 лет