ПРЕМЬЕРА

В ОЖИДАНИИ ТЕПЛА

В МАРИЙСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ТЕАТРЕ ДРАМЫ ИМ. М. ШКЕТАНА ПОЯВИЛСЯ НОВЫЙ СПЕКТАКЛЬ «ЛЮБОВЬ ЛЮДЕЙ»

Поставил его режиссер Алексей Ямаев по пьесе молодого белорусского драматурга Дмитрия Богославского. 

То, что Алексей Ямаев берется в последнее время за новую драму, совсем не удивляет: он вдумчивый режиссер, умеющий ставить такие спектакли, умеющий говорить со зрителем о том, что творится в наших душах. «Любовь людей» - пьеса жесткая, практически психологический триллер, играть ее сложно, но при этом актерам есть где развернуться. 
Казалось бы, тривиальная история: главная героиня Люська так устала от издевающегося над ней мужа-алкоголика Коли, что решила от него избавиться - банальное бытовое убийство, учитывая, что о таких случаях довольно часто упоминается в полицейских сводках. Но не все так просто: жить с осознанием, что убила, становится все тяжелее. То, что произошло убийство, нам дают понять в самом начале спектакля, когда в полумраке сцены мы слышим, как кто-то просит пить, ругается, что жена не несет, а потом - предсмертные хрипы. 
Сам автор пьесы обозначил свое произведение как «картины из жизни людей в преддверии зимы и в ожидании лета». И зима здесь не просто время года, а вечное состояние души этих деревенских жителей - беспросветное существование, мечты о счастье и ожидание тепла. Но откуда возьмется это тепло, если в душах пусто, если герои, и не только главные, не в состоянии согреть не то что другого человека - даже себя. Все несчастны в этой забытой Богом деревне. И хотя история называется «Любовь людей», сложно сказать, что она о любви, скорее уж об ответственности за себя, за других, за чье-то счастье. Здесь никто не готов нести ответственность, оттого и мучаются как неприкаянные. Ни алкоголик Коля (Александр Бирюков), у которого любовь выражается только в насилии, - он уже давно «забил» на свою жизнь, заставляя страдать вместе с ним и жену, и маленького, постоянно плачущего ребенка. Ни Люська (Людмила Казанцева), которая убила мужа, а потом рассказала об этом давно влюбленному в нее милиционеру Сергею (Алексей Сандаков), добавляя после этого шикарную фразу: «Женись на мне!» Ни даже хороший, основательный парень Иван (Эдуард Яковлев), который не может сделать жене Насте (Марина Почтенева) ребенка и при этом не хочет ехать в Москву на лечение. Все страдают, даже вроде бы обретшие счастье Чубасов (Алексей Тетерин) и Ольга (Алина Егошина) - так и ждешь знака, что и у них все развалится в начинающейся семейной жизни, ведь началась она с разбитого сердца продавщицы Маши (героини Светланы Строгановой). 
А как психологически тонко показывает нам режиссер страдания героев: большая часть спектакля проходит практически в полумраке, только точный свет освещает лица актеров в каждом важном моменте, будто приглашая заглянуть в самые глубины этих несчастных душ и, наверное, не просто посочувствовать, а попытаться понять, почему все так и не видно другого выхода. И мне показалось, что сценограф спектакля Сергей Таныгин отобразил это в декорациях: деревянный помост, на котором происходит все действие; ограниченное деревянными стенами пространство, в котором можно увидеть намек на глухое окно и на дверь - она откроется только в самом конце и то приглашая уже на тот свет. И тот свет становится единственным выходом для Сергея, который не может смотреть, как сходит с ума его любимая, и он не может ей помочь, потому что она закрылась от него. «Не нужна мне помощь, я сама!» - кричит в истерике Люся, посвящая бедного парня еще в одну свою страшную тайну о том, что видит дух первого мужа. И это еще раз к вопросу об ответственности: ведь сначала она говорит, что они должны пройти это вместе, а потом - глухое молчание, из-за которого Сергей уже совсем теряет надежду хотя бы на крохотное счастье. 
Весь спектакль сопровождает прекрасная музыка Григория Архипова, то медленная, грустно-лиричная, то нарастающая, напряженная, бьющая по всем нервам. А какие замечательные актерские работы! Причем уже знакомых актеров, привычных в определенных амплуа, мы видим совсем другими. Вот Алексей Сандаков - типичный балагур и шутник, и вдруг такой надрывный персонаж, не просто плачущий в монологах, но буквально выворачивающий себя наизнанку. Или красавица Людмила Казанкина - сколько боли и в то же время какой-то жесткости в ее взгляде! А Александр Бирюков, так мастерски сыгравший алкоголика с дрожащими руками, - о, его героя даже жалко в какие-то моменты! - разве можно не поверить его блестящим от слез глазам, ведь он и сам искренне верит, что сможет бросить пить. 
Хочется повторить еще раз, что это жесткий спектакль, к просмотру которого нужно быть морально готовым. И он совершенно нетипичен для марийского театра, а потому в очередной раз убеждаешься, что этому коллективу под силу любая задача. Удивляет только наш странный зритель. Говорить о вечно звонящих в самый неподходящий момент телефонах уже и не хочется. Но вот что на премьере удивило больше всего, так это смех, сопровождающий шокирующий рассказ Люськи о том, как она избавилась от трупа (разрубила на куски и скормила свиньям). Что это: бессердечность, отсутствие элементарных моральных ценностей или защитная реакция? Как это ни грустно, но почему-то больше склоняешься к первому. Так что этот спектакль обязателен к просмотру, хотя бы ради того, чтобы еще раз подумать о том, что это за чувство такое - любовь и как дарить тепло любимому человеку, чтобы он не провел всю жизнь в ожидании лета.

Ирина СУВОРОВА

Источник: газета «Йошкар-Ола», №4 от 3 февраля 2015 года

Юбилейные даты

29 ноября
100 лет

со дня образования

ГАУК РМЭ "Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана"

16 января

нар. арт. МАССР,
засл. арт. РСФСР

Ивану Матвееву

(1925-1994)
95 лет

25 января

нар. арт. МАССР,
засл. арт. РСФСР

Марии Михайловой

(1920-2001)
100 лет

18 февраля

засл. арт. РМЭ

Валентине Моисеевой

70 лет