Россыгин Илья Иванович

Россыгин Илья Иванович (1918-1962),
народный артист Марийской АССР (1951).

Родился 24 июля 1918 г. в д. Большая Гора (Кугу Пÿнчер) ныне Сернурского р-на РМЭ в крестьянской семье. Рано осиротел, воспитывался в новой семье отца. В 1926 г. поступил учиться в Куськинскую начальную школу, затем перешел в Кужнурскую ШКМ, которую окончил в 1934 г. Будучи школьником, под впечатлением от спектакля Маргостеатра «Мÿкш отар» и игры актера Тимофея Григорьева, решил стать артистом.
В 1935 г. И.Россыгин поступил на театральное отделение Марийского областного техникума искусств, в 1939 г. окончил его и был принят актером в труппу Марийского государственного театра.
Осенью 1939 г. И.Россыгин был призван на службу в Красную Армию, в начале 1940 г. демобилизован по состоянию здоровья.
Первой ролью И.Россыгина стала роль подкулачника Япыка в драме С.Николаева «18-ше ий» («18-ый год», пост. 1939), затем были небольшие роли бурлака (С.Николаев «Вÿдшö йога» / Воды текут, 1940), матроса-анархиста (Н.Вирта «Мланде» / Земля, 1940) и др.
И.Россыгин — артист-комик, что называется, от Бога. Он был народным любимцем. Зритель шел в театр «на Россыгина». Артист всегда сожалел, что марийские драматурги не пишут ролей специально для комиков. И.Россыгин занимает особое место в истории марийского театра. При несценичной, в обычном понимании,  внешности, не сильном и немного хрипловатом голосе он обладал огромным сценическим обаянием и воздействием на зрительный зал, его появление на сцене буквально завораживало. Он умел на сцене быть разным, в каждой роли другим, все более интересным даже в рамках  одной и той же роли. Классическим в марийском театральном искусстве стал созданный им образ Терея (С.Николаев «Салика»), в этой роли актер выходил на сцену на протяжении почти двух десятков лет. В ней, как и в роли  Ӧрöзöя (С.Чавайн «Мÿкш отар» / Пасека, 1956), И.Россыгин был неповторим своей непосредственностью и импровизацией. Природа таланта актера была неразрывно связана с устно-поэтическим творчеством марийского народа.
В 1943 г. за развитие марийского театрального искусства И.Россыгину было присвоено звание «Заслуженный артист Марийской АССР».
Постоянными партнерами И.Россыгина по сцене были А.Страусова и Г.Пушкин. Их трио в музыкальной комедии Н.Арбана «Кеҥеж йÿд» («Летняя ночь», 1948) во многом обусловило долгую сценическую жизнь спектакля. Кум Одоким стал одним из ярчайших персонажей в галерее образов стариков, созданных И.Россыгиным. Далее были: Семен кугыза (А.Волков «Ксения», 1952), Митяй кугыза (А.Волков «Ӱдыр кумыл» / Сердце девичье, 1955), Мики кугыза (А.Волков «Илыш йолташ» / Подруга жизни, 1961) и другие образы стариков — носителей народной мудрости, доброты и юмора.
Персонажи И.Россыгина всегда имели точные социальные характеристики, например, купец (С.Чавайн «Акпатыр», 1956), председатель послевоенного колхоза Боровой (С.Антонов «Тумер ялын мурыжо» / Поддубенские частушки, 1955), деревенский люмпен Тымапий Чиманов (С.Николаев «Кугу толкын» / Большая волна, 1960) и др. Актер мастерски владел средствами сатирического обличения персонажа, о чем свидетельствуют такие его роли, как урядник Эпанаич (Н.Арбан «Янлык Пасет» / Черный Волк, 1944), наглый работник торговли Эшплатов (С.Николаев «Элнет серыште» / На берегу Илети, 1944), бобыль Кузяк (Н.Айзман «Кай, кай Йыванлан» / Выйди, выйди за Ивана, 1957) и др.
Немало ярких сценических образов создал И.Россыгин в спектаклях классического репертуара: московский мещанин Бальзаминов (А.Островский «Бальзаминов ÿдырым налеш» / Женитьба Бальзаминова, 1951), Бобчинский (Н.Гоголь «Ревизор», 1952), Митрич (Л.Толстой «Пычкемыш лоҥгаште» / Власть тьмы, 1950). В спектакле «Йоҥылыш комедий» (В.Шекспир «Комедия ошибок», 1949) И.Россыгин сыграл роль слуг-близнецов Дромио Эфесского и Дромио Сиракузского. Роль хозяев-близнецов Антифолов Эфесского и Сиракузского исполнил актер Степан Кузьминых. Блестящая игра актерского дуэта Россыгин — Кузьминых сделала происходящее на сцене близким и понятным марийскому зрителю. Высоко оценила критика и их игру  в драме А.Островского «Титакдыме титакан-влак» («Без вины виноватые», 1948): С.Кузьминых — Незнамов, И.Россыгин — Шмага.
В 1951 г. И.Россыгин был удостоен почетного звания «Народный артист Марийской АССР».
И.Россыгин обладал широким творческим диапазоном. Роль подпольщика-коммуниста Проценко (А.Фадеев «Рвезе гвардий» / Молодая гвардия, 1947) раскрыла глубокий драматический потенциал актера. Он был настоящим мастером сцены. Помимо дара импровизации обладал умением укрупнять роль, жить ее подтекстом, скупыми средствами передать мысли и чувства своего героя. Даже эпизодические роли И.Россыгина были запоминающимися, необезличенными.
И.Россыгин проработал в Маргостеатре им. М.Шкетана чуть более 20 лет. По масштабу и размаху талант актера был крупней и многогранней тех ролей, что доводилось ему играть на сцене. Это вызывало творческую неудовлетворенность.
Последней ролью актера стала роль бухгалтера Йогора в комедии П.Эсенея «Арва шеҥгек йога» («Мякина летит в сторону», 1961). Он создал образ опустившегося, запутавшегося в махинациях, пьющего человека, обнажив при этом  все слабости и противоречия его характера. Это была одна из самых интересных актерских работ И.Россыгина.
И.Россыгин с большой любовью и уважением относился к творчеству М.Шкетана. В фондах ГТРК «Марий Эл» хранятся записи юмористических рассказов в исполнении И.Россыгина. Актер тонко раскрыл национальное свое-образие характеров героев М.Шкетана, а также самобытность художественной манеры и стиля марийского классика, в произведениях которого юмор соседствует с глубоким драматизмом, а сатира высвечивает трагические моменты в жизни человека.
И.И.Россыгин скоропостижно скончался 2 января 1962 года.

 

Дядя Илюша

Воспоминания засл. деятеля искусств МАССР, нар. арт. РМЭ Сарры Степановны Кирилловой (публикуется с сокращениями)

Две маски – трагическая и комическая – являются с древних времен символом, принадлежностью театрального искусства. Сам театр -  отражатель сути происходящего, бурлящей вокруг жизни, в которой трагическое и комическое тесно сплетены. Будь одно трагическое, человечество взорвалось бы изнутри от стрессов, ужаса и абсурда!
Наверное, поэтому природа делает нам такие подарки, как Илья Иванович Россыгин. Марийская земля родила много талантливых людей, а это был поистине самородок. Король, гений смеха, любимец марийского зрителя. Сами артисты, товарищи по работе, а они это делают редко, признавались, что такие рождаются раз в сто лет.
Я обратила серьезное внимание на очень смешного дядю Илюшу, когда мне было лет пять-шесть. (...) Дядя Илюша – рыжий, конопатый, небольшого роста. На нем – модный костюм в клетку, шляпа, а на свой курносый нос он нацеплял пенсне. Илья Иванович был очень смешным и симпатичным одновременно. И еще его отличал своеобразный голос. Достаточно было ему сказать одно слово и «крякнуть» за кулисами перед выходом на сцену, как весь зрительный зал уже начинал хохотать и, безумно аплодируя, ждал появления на сцене любимого Россыгина. (... )
Да, дядя Илюша не был безгрешен в обыденной жизни. Много в нем было всякой всячины, казусов и недостатков. Но главное, подняться над всем этим и признать неоспоримый факт: он – Илья Россыгин – гениальный марийский артист. О нем нужно вспомнить только с благодарностью и добрым словом. Ведь он столько радости принес своему зрителю. Они от души радовались встречам с ним, забывая обо всех своих бедах. Правда, в его творческой биографии был такой случай.  Уже будучи известным и любимым, он пришел к главному режиссеру, ударил кулаком по столу и сказал: «Хватит!». Актер потребовал, чтобы ему дали серьезную драматическую роль, мол, надоело быть клоуном и только смешить людей. Режиссер исполнил его желание, и в одной из пьес, действие которой происходило в марийском селе, Илья Иванович получил роль серьезного, солидного секретаря парторганизации. Меня не было при этом. Я училась на режиссерском факультете в Ленинграде. Очевидцы мне рассказывали, что когда наступил день премьеры спектакля, мой дядя Илюша был великолепен: черный костюм, белоснежная рубашка, галстук, шляпа и портфель! Но... стоило ему выйти на сцену и произнести два слова – можно было закрывать занавес и отменять спектакль. В зрительном зале был гомерический хохот, и каждое слово моего бедного дяди Илюши воспринималось как самый смешной на свете юмор. Благо. Что это был уже не 37-й.
Да, это был великий комик, наделенный Богом этим даром! О некоторых знаменитых певцах говорят: «У него от природы поставлен голос». У Ильи Ивановича Россыгина от природы было поставлено чувство большой сценической правды, выразительности, обаяния. Он создал много ярких, незабываемых образов в спектаклях по пьесам наших марийских драматургов, но его Шмага в спектакле «Без вины виноватые» достоин отдельных слов...
Я видела несколько спектаклей по пьесе А.Н.Островского «Без вины виноватые» и, конечно же, фильм с А.К.Тарасовой. Но наш спектакль, поставленный в 1948 году режиссером А.Дюмоном, был, как мне кажется, лучший. К сожалению, кроме нашего марийского зрителя его никто не видел! Какие там были замечательные актерские работы! Степан Иванович Кузьминых в роли Незнамова – нервный, страдающий, прекрасный! Анастасия Тихонова в роли Кручининой была удивительной. И мой дядя Илюша в роли Шмаги... Можно было только удивляться, как этот не очень грамотный сельский паренек мог достичь и передать на сцене суть актерской профессии, ее философию, философию бесправного талантливого человека в искусстве. В этой роли он был не просто смешным комиком, он был до слез трагичным. Да, о дяде Илюше мало написано, потому что тогда он находился под негласным запретом. Но ведь он не нарушил главных заветов – не убил, не украл и не предал, поэтому мне было так необходимо его вспомнить. Напомнить об этом чуде, рожденном марийской землей.

Из книги Сарры Кирилловой «Наш театр». Йошкар-Ола, 2007.

 

Репертуар Ильи Ивановича Россыгина:

1938. С. Николаев. 18-ше ий / 18-й год.– Ярмак Япык
1939. С. Николаев. Салика.– Терей
1939. Н. И. Иванов. Ӱчö / Месть.  – Писарь
1940. С.Николаев. Вӱдшö йога / Воды текут. - бурлак
1940. Н.Вирта. Мланде / Земля. - матрос-анархист
1942. С. Николаев. Салика. – Терей
1943. В. Гусев. Москвичка.– Почтальон
1944. И.Смирнов. Асан ден Кансыл / Асан и Кансыл.– Эргывай
1944. Н. Арбан. Янлык Пасет / Черный Волк. – Эпанаич
1945. С.Николаев. Элнет серыште / На берегу Илети.– Парамон Ипатович Эшплатов
1946. Н.Арбан. Ӱдыр шÿм Сердце девичье.– Одоким
1947. А.Суров. Сталинград деч мÿндырнö / Далеко от Сталинграда.– Данило
1947. А.Фадеев. Рвезе гвардий / Молодая гвардия.– Иван Проценко
1947. Ф.Кравченко. Шокшо кеҥеж / Жаркое лето.– Харитон Силыч
1948. Н.Арбан. Кеҥеж йӱд / Летняя ночь. - Евдоким
1948. А.Островский. Титакдыме титакан-влак / Без вины виноватые. - Шмага
1949. А.Волков. Шочмо ялыште / В родном селе.– Лящков
1949. М.Шкетан. Мыскара пьеса-шамыч / Комедии.– Каритон
1949. В.Шекспир. Йоҥылыш комедий / Комедия ошибок. – Дромио
1950. Л.Левин. Слуга народа.- ...
1950. А.Волков. Илыш ӱжеш / Жизнь зовет. –Семен
1950. И.Франко. Тумер лоҥгаште / В дубраве. – сторож
1950. Л.Толстой. Пычкемыш лоҥгаште» / Власть тьмы. - Митрич
1951. В.Шекспир. Ромео ден Джульетта / Ромео и Джульетта.– Петр
1951. С.Николаев. Мланде пеледеш / Земля цветет.– Ложкин Федор, счетовод
1951. А.Островский. Бальзаминов ӱдырым налеш / Женитьба Бальзаминова. – Бальзаминов.
1952. Н.Гоголь. Ревизор.– Петр Иванович Бобчинский
1952. Н.Арбан. Оляна. - Андрей
1952. С.Николаев. Ӱжара волгалтеш / Зарево.– Шовакин Савелий Созонович
1952. А.Волков. Ксения. – Семон
1953. О.Василев. Мландысе рай / Земной рай.– Бойко
1953. Н.Арбан. У муро / Новая песня.– Куганов Алексей Иванович
1954. С.Михалков. Рак-влак / Раки.– Лопухов
1954. Ялмари Йыван. Поро эр / Доброе утро.– Комаров
1954. С.Николаев. Салика.– Терей
1954. Н. Ильяков. Чодраште / В лесу.– Сергей Антоныч
1954. Н.Арбан. Янлык Пасет / Черный Волк.– Каври
1955. С.Антонов. Тумер ялын мурыжо / Поддубенские частушки.– председатель Боровой Василий Степанович
1955. А.Волков. Ӱдыр кумыл / Сердце девичье.– Митяй Кугыза
1955. А.Островский. Кÿдырчан йÿр / Гроза. - Кулигин
1956. Н.Арбан. Эртыше ÿмыл / Тени прошлого. – Темит
1956. Ялмари Йыван. Пиалым арален моштыман / Счастье надо беречь.– Матвеев Степан Петрович
1956. С.Николаев. Салика.– Терей
1956. С.Чавайн. Мÿкш отар / Пасека. - Ӧрöзöй.
1956. С.Чавайн. Акпатыр. - Купец
1957. М.Кильчичаков. Маска вынем / Медвежий лог.– Орамай-Ога
1957. Н.Арбан. Кеҥеж йÿд / Летняя ночь. - Одоким
1957. Н.Айзман. Кай, кай Йыванлан / Выйди, выйди за Ивана.- Кузяк
1957. С.Чавайн. Марий рото / Марийская рота. - Сопром
1957. Н.Ильяков. Иосиф Макаров.– Якорь
1958. И.Карпенко-Карый. Пиалдыме / Бесталанная.– 1-ше тулартыше
1958. Н.Арбан. Тулар ден тулаче / Сват и сваха.– Малашкин Юрий
1958. Б.Александров. Малиновкышто сÿан / Свадьба в Малиновке.– Попандопуло
1959. М.Стадник. Шучко вашлиймаш / Опасная встреча.– Панасюк А.С.
1960. С.Николаев. Кугу толкын / Большая волна.– Чиманов Трофим Тимофеевич
1961. А. Корнейчук. Платон Кречет.– Терентий Осипович Бублик
1961. П.Эсеней. Арва шеҥгек йога / Мякина летит в сторону.– Йогор

(И это не полный список его ролей...)


Литература о жизни и творчестве

Аникин П. Таланты // Марийская правда.  1947.  11 нояб.
Россыгин Илья Иванович // Театральная энциклопедия. Т. IV. М., 1965. Стб. 665.
Георгина М. Марийский драматический театр: Страницы истории (1917—1978).  Йошкар-Ола, 1979.
Москвин Ф. Талант орлаҥгым рÿзалтен (Качнув грозди таланта) // Илышын воштончышыжо. Йошкар-Ола, 1994.  С. 179—187.
Фадеев И. Илышыштат тудо весела лийын: Шÿдыр сескем мÿндыр гынат... (Он и в жизни был весельчаком: Хотя звезды и далеко...) // Марий Эл. 1993. 29 дек.
Зайниев Г. Воштылтыш он (Князь смеха) // Марий Эл. 1993. 24  июль.
Зайниев Г. «Артист лияш — кугу честь!» («Быть артистом — большая честь!»)// Кугарня. 1993.  23 июль.
Яндулова Н. Кто думал, что он станет артистом?: К 75-летию артиста-земляка И.Россыгина // Призыв.  1993.  13 июля.
Бурлаков В. Марий театр да Россыгин (Марийский театр и Россыгин) // Призыв.  1993.  20 июль.
Иванов С. Лÿмжö нигунам ок шапалге (Его имя никогда не померкнет) // Ончыко.  1994.   № 10.  С. 102—111.
Тойшева В. Модын веле огыл, роль дене илен: Артист Илья Россыгинын шочмыжлан 85 ий (Не только играл, жил ролью: К 80-летию со дня рождения И.Россыгина) // Марий Эл. 2003. 25 июнь.

     

 

affiche

2 декабря /пт/ - 
Сӧсна поминка /Поминки по свинье
Начало в 18.00 
Купить билет 

4 декабря /вс/ - 
Премьера
Эргымлан кузык /Приданое для сына
Начало в 16.00 
Купить билет   

6 декабря /вт/ -
В некотором царстве
Начало в 11.00 
Купить билет   

10 декабря /сб/ -
Премьера
Осал чоялык да йöратымаш / Коварство и любовь
Начало в 16.00
Купить билет  

11 декабря /вс/ -
Лесная сказка
Начало в 11.00 
Купить билет  

17 декабря /сб/ -
Юмынӱдыр / Дочь Бога
Начало в 16.00
Купить билет  

18 декабря /вс/ -
Большое сердце маленького Хрю
Начало в 14.00 
Купить билет 

25 декабря /вс/ -
Большое сердце маленького Хрю
Начало в 10.00 - купить билет  
Начало в 14.00 - купить билет

29 декабря /чт/ - 
Новогодний праздничный концерт
Начало в 18.00 
Купить билет 

С Новым 2017 годом!

3 января /вт/ -
Премьера
Йöратымаш да кöгöрчен-влак / Любовь и голуби
Начало в 16.00
Купить билет  

Cпектакли идут с синхронным переводом на русский язык.

Время работы кассы с 11 до 19 час.,
обед - с 14.00 до 15.00
понедельник - выходной.

Заказать билеты можно по тел. 
45-16-04, 78-13-78 (касса),
а также 
89371131952 (Алиса,
89278843375 (Елена).

Виртуальный тур

Ask your qwestion!

You can send question to any employee of the theater, and we will ask it.

Click on the image to change it

Anniversaries


20 октября - 90 лет
засл. арт. МАССР
(1926-1982) 
 
13 ноября - 85 лет
нар. арт. МАССР
(1931-2007) 




If you have any questions, you can write us web@shketan.ru
MariRussian (CIS)English (United Kingdom)