Маюк-Егоров Алексей Иванович
МАЮК-ЕГОРОВ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ (1905—1938),
актер, первый марийский режиссер-профессионал.


Родился 19 февраля 1905 г. в с. Малый Сундырь ныне Горномарийского р-на РМЭ в семье служителя церкви. Его отец И.Е.Егоров, человек интеллигентный и образованный, заботясь о будущем семьи, в 1929 г. отрекся от сана, однако был репрессирован и осужден на три года лишения свободы. Данный факт биографии создал немало трудностей в жизни А.Маюк-Егорова и сыграл роковую роль в годы культа личности. Окончив с отличием Малосундырскую школу, он продолжил учебу в г. Козьмодемьянске. В период с 1919 по 1927 гг. А.Егоров работал в самых различных сферах: был пильщиком на лесопильном заводе, кирпичником, сапожником, учительствовал в сельской школе и т.д.
В октябре 1927 г. поступил в Марийскую студию музыкально-драматического искусства в г.Краснококшайске. Ко времени учебы относится появление псевдонима Маюк.
Учился А.Маюк-Егоров легко и охотно, был в числе лучших. Как один из немногих студийцев, свободно владеющих русским языком, делал переводы пьес. За время учебы в студии и последующей работы в Марийском государственном драматическом театре (1927—1930) им сыграны следующие роли: Микита (Л.Толстой «Пычкемыш лоҥгаште» / Власть тьмы, 1927), комсомольский вожак Тимошка (спектакль по поэме А.Жарова «Гармонь»), объездчик Епсей (С.Г.Чавайн «Мÿкш отар» / Пасека, 1928), Кугуяр (1929) в одноименной драме С.Чавайна, Немой (Е.Яновский «Шыде» / Ярость, 1930) и др. В период профессионального становления Марийского театра А.Маюк-Егоров был одним из ведущих его актеров.
Толчком к дальнейшему совершенствованию профессионального мастерства для А.Маюк-Егорова стала поездка театра в Москву для участия в I Всесоюзной олимпиаде театров и искусств народов СССР (1930). В том же году он поступил на драматическое отделение Центрального техникума театрального искусства (ЦЕТЕТИС) при Государственном институте театрального искусства им. А.В.Луначарского. Через год А.Маюк-Егоров перешел на режиссерское отделение ГИТИСа, на курс режиссера МХАТа И.Я.Судакова. На курсе преподавали В.Качалов, Вс.Мейерхольд, И.Москвин и другие выдающиеся деятели театра того времени. Каникулы и практику А.Маюк-Егоров проводил в Маргостеатре, работал в Горномарийском колхозном драматическом театре (г. Козьмодемьянск).
В 1936 г.  после окончания учебы А.Маюк-Егоров был принят очередным режиссером в Маргостеатр, а после ухода Н.Д.Станиславского, в августе того же года, был назначен главным режиссером. Впервые в Марийском театре появился квалифицированный специалист, знающий марийский язык.
Свою творческую программу и взгляды на современное театральное искусство А.Маюк-Егоров изложил в статье «Культуран социалист театр верч» («За культурный социалистический театр», 1936). Большое значение он придавал работе с актерами, совершенствованию их профессионального мастерства. А.Маюк-Егоров привнес в Марийский театр дух новаторства и эксперимента. Стремился создать в коллективе атмосферу творческого поиска, разнообразить репертуар. В своей работе А.Маюк-Егоров закрепил и развил реалистические традиции национального театра.
В планах главного режиссера Марийского драматического театра были постановки пьес «Лес» и «Доходное место» А.Н.Островского, «Васса Железнова» М.Горького, «Аристократы» Н.Погодина, «Любовь Яровая» К.Тренева и др. К работе по переводу пьес на марийский язык были привлечены С.Чавайн, М.Шкетан, П.Пÿнчерский, Олык Ипай и др. Такое сотрудничество способствовало росту культурного уровня работников театра.
В качестве режиссера А.И.Маюк-Егоров проработал два года. К 100-летию со дня смерти А.С.Пушкина им был поставлен спектакль «Дубровский». Автором инсценировки повести был С.Чавайн.
В 1936 г. А.Маюк-Егоров с энтузиазмом приступил к работе над пьесой молодого драматурга С.Николаева «Полатовын сÿанже» («Свадьба Полатова»). В результате доработки был уточнен жанр и хронотоп пьесы, система действующих лиц и т.д. Режиссер создал на сцене яркое этнографическое зрелище, насыщенное народными песнями и плясками. Пьеса вошла в классический фонд марийской драматургии под названием «Салика»  и до настоящего времени входит в репертуар театра. В мае 1937  г. спектакль был готов, однако приемочная комиссия Управления по делам искусств при СНК МАССР запретила постановку как «националистическую», а ее режиссер был обвинен в пропаганде средствами искусства националистических идей и восхвалении прошлого марийского народа. 23 июня 1937 г. А.И.Маюк-Егоров и его жена актриса А.А.Филиппова были уволены из театра.
К открытию театрального сезона 1937—1938 гг. А.Маюк-Егоров вновь вернулся в Маргостеатр в качестве очередного режиссера. Он продолжил работу над музыкальной комедией «Салика», 5 апреля 1938 г. состоялась премьера. Это была творческая победа молодого режиссера и всего коллектива. Роли в спектакле исполняли талантливые актеры: Н.Конакова (Салика), В.Якшов (Эчук), А.Филиппова (Марина), Ф.Лебедев (Чопай), Т.Григорьев (Ози Кузи), А.Страусова (Эчан вате) и др. Однако, несмотря на большой зрительский успех, после нескольких представлений спектакль был снят с репертуара.
Арест, последовавший 11 июня 1938 г., оборвал творческие планы А.Маюк-Егорова. Было сфабриковано так называемое «дело двенадцати», нанесшее невосполнимый ущерб марийскому сценическому искусству. По обвинению в причастности к террористической организации были арестованы актеры В.Якшов, А.Филиппова, П.Мусаева, А.Ложкин, А.Мамуткин, З.Белкин, а также А.Янаев, Т.Карпова, М.Яндулов и другие.
29 октября 1938 г. решением «особой тройки» НКВД МАССР все они были приговорены к расстрелу, 31 октября 1938 г. приговор был приведен в исполнение. Решением Верховного суда МАССР от 20 августа 1956 г. А.И.Маюк-Егоров был посмертно реабилитирован за отсутствием состава преступления.
В историю марийского театрального искусства А.Маюк-Егоров вошел как талантливый режиссер-новатор, человек высокой профессиональной культуры.

Спектакли, поставленные А.Маюк-Егоровым в
Марийском государственном театре:

М.Шкетан «Шурно» / Урожай, 1933;
А.Островский «Доходан вер» / Доходное место, 1936;
А.Пушкин «Дубровский», 1937;
А.Островский «Чодыра» / Лес, 1937;
В.Катаев «Шкет парус» / Белеет парус одинокий, 1938;
С.Николаев «Салика», 1938.

Литература о жизни и творчестве

Маюк А. Культуран социалист театр верч (За культурный социалистический театр) // Илышын воштончышыжо. Йошкар-Ола, 1994. С. 89—90.
Георгина М. Маюк-Егоров // Ончыко. 1966. № 4. С. 83—88.
Георгина М. Марийский театр // История советского драматического театра в шести томах.Т. IV.  М., 1968.  С. 529—536.
Николаев С. Годы творческих поисков: Воспоминания. Йошкар-Ола, 1978. С. 22—32.
Георгина М. Марийский драматический театр: Страницы истории (1917—1978). Йошкар-Ола, 1979. С.26—69.
Николаев С. Илышем да сылнымут корнем (Моя жизнь и литературный путь). Йошкар-Ола, 1981.  С. 23—35.
Матукова М. Первый марий режиссер // Ончыко. 1989. № 3. С. 49—55.
Яналов В. Волгенче ÿмырым илен (Жизнь, как вспышка молнии) // Марий коммуна.  1989.  8 март.
Матукова М. Прерванный путь // Молодой коммунист.  1989.  28 июня.
Чокмар Э. Вÿран спектакль, але Кузе марий артист-влак Сталиным пушташ ямдылалтыныт (Кровавый спектакль, или Как марийские артисты готовили убийство Сталина) // Кугарня. 1993. 19, 26 нояб.
Георгина М. Первый марий режиссер // Илышын воштончышыжо. Йошкар-Ола, 1994.  С. 91—96.
Еропов Н. Дело Маюк-Егорова и других // Ленинский путь. 1995. 10, 13, 17, 20 окт.
Кульбаева Н.И. Становление марийского театрального искусства // Историко-культурный комплекс Республики Марий Эл. Йошкар-Ола, 1996. С. 110—127.
Матукова М. Кÿрылтшö корно (Прервавшийся путь) // Кугарня. 1997. 4  апр.
Ефимова Н. Что век ХХ нам оставит? // Марийская правда. 1999. 17 апр.
Зайниев Г. Икымше лийын, икымше кодын (Первым был, первым и остался) // Кугарня.  2000.  18 февр.


 

 

affiche

6 декабря /вт/ -
В некотором царстве
Начало в 11.00 
Купить билет   

10 декабря /сб/ -
Премьера
Осал чоялык да йöратымаш / Коварство и любовь
Начало в 16.00
Купить билет  

11 декабря /вс/ -
Лесная сказка
Начало в 11.00 
Купить билет  

17 декабря /сб/ -
Юмынӱдыр / Дочь Бога
Начало в 16.00
Купить билет  

18 декабря /вс/ -
Большое сердце маленького Хрю
Начало в 14.00 
Купить билет 

25 декабря /вс/ -
Большое сердце маленького Хрю
Начало в 10.00 - купить билет  
Начало в 14.00 - купить билет

29 декабря /чт/ - 
Новогодний праздничный концерт
Начало в 18.00 
Купить билет 

С Новым 2017 годом!

3 января /вт/ -
Йöратымаш да кöгöрчен-влак / Любовь и голуби
Начало в 16.00
Купить билет 

4 января /cр/ -
Алиса, Анфиса, Аниса
Начало в 16.00
Купить билет 

5 января /чт/ -
Эх, кушто ӱдырым муаш?.. / Женись, сынок, женись
Начало в 16.00
Купить билет

7 января /cб/ -
Поро пошкудо - пел кудо / Люстра
Начало в 16.00
Купить билет 

8 января /вc/ -
Ойырледа? Огына ойырло! / Развод по-марийски
Начало в 15.00
Купить билет 

22 января /вc/ -
Пысман корем / Овраг
Начало в 15.00
Купить билет 

27 января /пт/ - 
Концерт
засл. арт. РФ, нар. арт. РМЭ
Ивана Смирнова

Начало в 18.00 
Купить билет  

31 января /вт/ -
Кресӱдыр /Крестница
Начало в 18.00
Купить билет  

Cпектакли идут с синхронным переводом на русский язык.

Время работы кассы с 11 до 19 час.,
обед - с 14.00 до 15.00
понедельник - выходной.

Заказать билеты можно по тел. 
45-16-04, 78-13-78 (касса),
а также 
89371131952 (Алиса,
89278843375 (Елена).

Виртуальный тур

Ask your qwestion!

You can send question to any employee of the theater, and we will ask it.

Click on the image to change it

Anniversaries


20 октября - 90 лет
засл. арт. МАССР
(1926-1982) 
 
13 ноября - 85 лет
нар. арт. МАССР
(1931-2007) 




If you have any questions, you can write us web@shketan.ru
MariRussian (CIS)English (United Kingdom)